Зелёная патина

Патина — что это такое? Где применяется патинирование

От любителей старинных вещей очень часто можно слышать такое слово, как «патина». Что это такое, наверняка хотели бы узнать многие пользователи интернета. Ниже в статье мы постараемся дать на этот вопрос самый подробный ответ. Итак, что же такое патина?

Все, кто когда-либо посещал музей, наверняка видели зеленоватые старинные монеты, потемневшие со временем канделябры, бра и т. д. Покрывающий эти металлические предметы налет и называется патиной. Цвет такой пленки может варьироваться в широких пределах. Чаще всего образующаяся под действием атмосферных факторов при естественном старении патина имеет зеленоватый оттенок. Но иногда он бывает коричневым, темно-серым или голубоватым.

Ответ на вопрос: «Патина — что это такое?» с точки зрения химика очень прост. Образующаяся на меди пленка представляет собой не что иное, как обычный CuCO3. Это может быть, к примеру, Cu2(CO3)(OH)2 или Cu3(CO3)2(OH). Налет первой разновидности имеет зеленоватые оттенки (малахит), второй — голубоватые (азурит).

Естественное патинирование обычно происходит в течение довольно-таки длительного времени. Чаще всего пленка такого вещества, как карбонат меди, на изделиях, в зависимости от условий, образуется в течение 5-25 лет. Если предмет находится во влажной среде, окисление, конечно же, будет идти быстрее. В сухом помещении налетом изделие покроется соответственно позже.

Изначально понятие «патина» (что это такое вы теперь знаете) применялось только к пленке, образующейся на меди, бронзе или латуни. Позднее этим же словом начали называть и налет, появляющийся на дереве, гипсе, синеватый оттенок на вороненой стали и т. д.

О том, что старинные вещи выглядят солидно и престижно, знают все. Причиной этому обычно и является карбонат меди — патина. Поскольку ждать, когда на поверхности того или иного изделия появится этот благородный налет приходится очень долго, были разработаны различные методики, позволяющие получить его искусственным путем.

Первые вручную состаренные вещи начали изготавливать еще в 14 веке во Флоренции. Для патинирования тогда использовали гипс, которым заполняли пустоты на поверхности деревянных изделий. После высыхания алебастровой смеси на изделие наклеивалась золотая фольга. Затем все покрывалось лаком.

Технология искусственного патинирования металлов также была разработана довольно-таки давно. Древние мастера заметили то, что образующийся при выгорании жира на металлической посуде налет задерживает ее ржавление. Поэтому примерно такую же по химическому составу пленку начали наносить на скульптурки и другие художественные отливки.

Сегодня по этой методике также чаще всего украшают мебель, предназначенную для жилых помещений. Иногда патинирование применяется для искусственного состаривания предметов декора в кабинетах деловых людей. Очень эффектно выглядят и отделанные таким образом кованые изделия. Патинированием могут украшаться металлические перила лестниц, заборы, парапеты балконов и т. д.

Также очень часто эта методика используется для искусственного состаривания медных и латунных чеканок. Как и в прошлом, патинирование иногда можно видеть на литых металлических (стальных, бронзовых и чугунных) предметах декора. Бывает, что подобным образом изготавливают сувенирные «старинные» монеты, медали, гербы и т. д. Очень часто искусственная патина покрывает медные люстры, бра, декоративные пластины для розеток и т. д.

Для патинирования мебели, панно, металлических решеток и пр. очень часто применяется именно эта щадящая методика. Выполняется состаривание краской следующим образом:

Изделие из металла или дерева тщательно очищается и обезжиривается.

Его поверхность шлифуется, а иногда и слегка отбеливается.

Выполняется собственно патинирование. Краски при этом обычно используются акриловые. Такие составы отличаются устойчивостью к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и при этом стоят недорого. Для оформления небольших изделий могут применяться и другие, более дорогие красители.

Выполняется шлифовка поверхности. При этом выступающие детали рельефа высвечиваются, а углубления остаются темными. В результате и получается неравномерное по тонам «патиновое» покрытие.

Изделие покрывается защитным слоем лака или масла (для дерева).

Состаривание кованых, чеканных и литых изделий химическими средствами

Патинирование реагентами часто используется при изготовлении металлических декоративных изделий. Для того чтобы получить благородную пленку на таких вещах, как чеканки, скульптуры, решетки и т. д. могут применяться самые разные химические вещества. Естественный зеленый налет на медных, бронзовых и латунных предметах сделать очень сложно. Зато можно получить патину других интересных расцветок. К примеру, иногда обработка медных изделий производится таким составом:

серная печень — 2-3 г;

поваренная соль — 2-3 г;

При контакте медных изделий с полученным раствором на них появляется светлая патина приятного серого оттенка.

Для искусственного состаривания латунных предметов декора часто применяют такой состав:

серноватистонатриевая соль (фиксаж для фотопленки) — 60 г;

азотная кислота — 5 г.

В результате смешивания этих ингредиентов начинается бурная реакция. Цвет патины в этом случае получается почти черным. Такой раствор мастера стараются использовать как можно быстрее (максимум в течение 20 минут). Иначе он теряет свойства и становится непригодным для патинирования.

Как видите, для состаривания металлических предметов декора химическим методом зачастую используются довольно-таки опасные для здоровья человека вещества. Поэтому производят такое патинирование только в перчатках и при открытых форточках.

Эту технологию очень часто применяют для изготовления красивых стальных изделий. К примеру, по очень простой методике производится воронение. Металл помещают в огонь и держат там до покраснения. Затем его очень быстро окунают в емкость с машинным маслом. В результате на стальной поверхности практически моментально образуется черный патиновый налет.

Вот таким вот образом и наносится на металлические и деревянные поверхности искусственная «патина». Что это такое мы с вами выяснили. По большому счету, естественная патина — это физическое отражение прошедших со дня изготовления изделия десятилетий, веков, а иногда и тысячелетий. Разного же рода искусственные технологии состаривания используются по большей мере для изготовления всевозможных декоративных изделий, способных сделать интерьер жилого помещения солидным и престижным.

Патина на монетах

Описание и все что связанно с патиной

Хотя на Западе различают множество разновидностей патины: дикая патина, пулевая (цвет изменяется от периферии монеты к ее центру), радужная патина (с множеством цветов), переливчатая (сверкающая, цвета варьируются в зависимости от угла обзора). Такие монеты оцениваются дороже, что и стимулирует умельцев наводить патину искусственно, обманывая коллекционеров. Неприятна фальшивая патина еще и тем, что под ней могут скрываться следы более серьезного «лечения» монеты — царапины от неправильной чистки, контактные повреждения и даже запаянные отверстия и трещины.

Натуральная патина образуется быстрее в теплом и влажном климате (близость моря, например, ускорит образование патины). Но иногда патина появляется еще быстрее, в историческом масштабе — практически молниеносно. Мастера придавать «убитым» монетам пристойный вид, а также наводить патину искусственно зовутся «монетными докторами».

Патинирование (оксидирование) — это процесс искусственного окрашивания поверхностей изделий из цветных металлов для достижения «эффекта старины» на изделиях.

Искусственной патина считается, если налицо попытка создать ее за короткое время. Способов патинирования множество: запекание монеты в духовке (иногда внутри картофелины), обжигание паяльной лампой, выдерживание в закрытой посуде с измельченными спичечными головками (такие монеты специфически пахнут), окуривание сигаретным дымом, вымачивание или нанесение тонким слоем кислот, отбеливателей и содержащих серу химикатов. Есть и другие не совсем честные технологии, на реализацию которых требуется времени побольше: выдерживание монеты под солнечными лучами на подоконнике или дубовых досках (аналог «кабинетной патины»*), завертывание в копировальную бумагу или попросту запечатывание в обычный конверт с высоким содержанием серы.

Чаще патину наводят с помощью «домашних рецептов». Как правило, их пускают в ход, чтобы за ретушировать результаты чистки монеты. Например, на медных монетах патину получают путем вымачивания в нагретом до 80 градусов растворе дистиллированной воды, медного купороса и марганцовокислого калия. Чаще всего в монету под струей воды втирают небольшое количество серной мази, после чего смывают остатки мази раствором средства для мытья посуды.

Все эти процедуры могут поправить внешний вид монеты, но в лучшем случае ничего не прибавят к ее стоимости.

Никель, как правило, покрывается патиной незначительной, легкой, дымчато-серой, хотя иногда она имеет бледно-голубой или слегка золотистый оттенок. Никелевые монеты могут окраситься из-за соединений ПВХ при хранении в виниловых холдерах. Радужная патина на никеле, с множеством переходящих друг в друга цветов, скорее всего, искусственного происхождения.

Как распознать поддельную патину

Наиболее характерные признаки искусственной патины таковы:

— округлые пятна патины в результате того, что используемый краситель ложился неровно, наплывами;

— цвета переходят друг в друга в неправильной последовательности. На монетах с натуральной патиной последовательность такова: сначала желтый, потом красно-лиловый, потом зелено-голубой;

— патина локализована на поверхности монеты, не имеет глубины и не погружена в металл;

— патина лежит поверх царапин или других отметин;

— патина проявляется только на выступающих частях монеты и отсутствует в углублениях;

— нелепые цвета на серебряных монетах — хаки, тыквенно-оранжевый и бледно-голубой. Монета не должна напоминать своим цветом ни солдатскую форму, ни яйца дрозда.

Понятие «кабинетная патина» — российский вклад в нумизматический лексикон. Сегодня, используя это словосочетание, дилеры имеют в виду, что монета хранилась в помещении, в коллекции, а не была извлечена из земли кладоискателями.

Но на самом деле «кабинетная патина» — понятие более узкое. «Кабинетами» в царской России называли специальные шкафчики для хранения и презентации монет. Изготавливались они из ценных пород дерева и отделывались бархатом. «Кабинет» должен был быть под стать коллекции, и ее владельцу, поскольку свидетельствовал о высоком статусе и хорошем вкусе. Кстати, монеты медные, дешевые или плохо сохранившиеся, как правило, не могут иметь настоящей «кабинетной патины», потому что слабую монету никто не стал бы хранить в своем кабинете красного дерева, а уж тем более демонстрировать друзьям-дворянам. Патина образовывалась под действием испарений древесины и лаков, которыми покрывались шкафчики-кабинеты. Кстати, современные монеты, скорее всего, не порадуют наших потомков изысканной патиной, потому что нынешние способы хранения коллекционных монет исключают возможность окисления.

За рубежом термин «кабинетная патина» используется крайне редко. Чаще можно встретить словосочетание «кабинетный износ» — это значит, что на монете есть мельчайшие повреждения на высоких точках рельефа от неграмотного хранения в составе коллекции.

  1. Форум по Нумизматике
  2. → Статьи
  3. → Нумизматика
  4. → Патина на монетах
  5. Политика Конфиденциальности
  6. Правила форума ·

Данный форум посвящен нумизматике и является форумом поддержки нашей программы . Коллекция нумизмата . Надеюсь вы здесь весело и с пользой проведете время !

Источники:
Патина — что это такое Где применяется патинирование
От любителей антиквариата часто можно слышать слово «патина». Что это такое, наверняка хотели бы знать многие пользователи сети Интернет. Патиной называют особую пленку, образующуюся на поверхности металлических и деревянных изделий с течением времени.
http://fb.ru/article/228719/patina—chto-eto-takoe-gde-primenyaetsya-patinirovanie
Патина на монетах
Описание и все что связанно с патиной
http://ipatovka.com/tutorials/article/6-patina-na-monetakh/

COMMENTS