Воспитание толерантности

Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

— социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;

— признание равенства партнёров;

— отказ от доминирования и насилия;

— готовность принять другого таким, какой он есть;

— доверие, умение слушать и выслушивать другого;

— способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, село (город), Россия.

Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель – создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

→Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.

→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.

Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

• содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;

• способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12

2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

3. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001

4. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.

5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.

6. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007

7. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

учитель информатике и ИКТ

МОУ «Нижнесортымская СОШ»

Вы можете купить книги по данной теме через Интернет-магазин

Вот куда мы идём? Если даже учителя закапывают наш родной и красивый Русский язык? Меня всегда коробит услышанное слово "толерантность" ну чем оно так нравится всем? В чем различие со словом "терпимость"? С одной стороны в школе рассказывают какой наш язык красивый и могучий, а с другой стороны заменяют вполне однозначно соответствующее слово на иностранное. Понятно сеть некие сами по себе понятия пришедшие из вне и не имеющих аналогов в нашем языке. Но здесь то, что не так?

Так случилось и у меня в классе: новенький мальчишка-одноклассник обозвал девочку «блэчкой».

Произошедшее заставило меня обратиться и по сей день интересоваться специальной литературе по этой теме, разработками учителей.

Большое спасибо за материал!

Наукоемкие термины затуманивают основные вопросы взаимоотношений: принадлежность ценностей (спектр), чьим трудом они создаются.

Поиск абсолютного добра и зла уводит от понимания о единых составляющих.

Стагнация интолерантности консервирует социум во времени, а толерантное ставит на грань скорого краха. Напомню притчю о возвращении блудного сына: он дороже родителям потому, что знает об бескомпромисности окружающего мира и к родителям вернулся с пониманием семейного добра. Ударив можно во благо, а улыбаться зло.

Ни одна гос. структура не позволит осознать механизмы порабощения.

благосклонность, терпение….расположенность к другим», в персидском — «терпение, выносливость, готовность к примирению». Большой энциклопедический словарь определяет слово «толерантность» так: «Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; происходит от латинского tolerantia – терпение». Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. И хотя некоторые ученые головы убеждают нас, что «неприятие чужака» заложено в человеке генетически. Впрочем, столь же уверенно они говорят, что именно умение подавить инстинкт и действовать в соответствии с общепринятыми разумными нормами отличают человека от животного.

Спасибо Вам за актуальную статью.

Или же толерантность означает: "Ты думаешь так, а я думаю по другому. Но ты молчи, потому что я могу назвать тебя нетолерантным"

Вы можете загрузить свои заявки по ссылке:

12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45

Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45

Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна

Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su

Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Воспитание толерантности и культуры межнационального общения

учитель начальных классов

МБОУ Гимназии № 13 г. Новосибирска,

организатор городского межшкольного конкурса-фестиваля «Мы разные-мы дружим»

Воспитание толерантности и культуры межнационального общения

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов. Тема толерантности не является открытием современности. Толерантность – результат накопления человечеством опыта совместного существования на Земле множества народов, стран, культур, цивилизаций. На протяжении Нового времени идея толерантности медленно, но неуклонно проникала в сознание народов, становясь важным элементом их культуры.

Понятие «толерантность» является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Дефиниция “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

В русском языке термин «толерантность» использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А термин «терпимость» (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей) не включал до последних пяти-семи лет в себя все значения, присущие толерантности.

В широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства.

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. В России было проведено множество конференций, круглых столов и мероприятий, на которых поднимались именно проблемы культуры толерантности. В 2000 году была принята Федеральная Целевая программа “Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе” на 2001–2005 г. (поручение Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. от 27 марта 2000 г. №ВП–П12–08625).

Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению, “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”<11>. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).

Наиболее точную в современной отечественной педагогике трактовку толерантности дал Б.З. Вульфов. «Толерантность – то способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами [5].

В социально-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности [6].

Таким образом, в своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.

В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” <9>выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

– Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

– Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры.

– Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

III. Уважение культурных различий.

– Cтановление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий.

– Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Роль учителя при этом очень высока. Учитель может и должен:

– воспитывать в духе мира;

– признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;

– быть примером для детей;

– поддерживать эмоциональные привязанности;

– развивать у учащихся чувство взаимного расположения;

– давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;

– избегать жестких иерархических отношений;

– не допускать проявлений авторитаризма;

– поощрять совместную деятельность.

Возвращаясь к вопросу о формировании условий развития этнической толерантности в школе как доминанте культуры межнациональных отношений необходимо отметить то, что исторически наша страна складывается, как сообщество разных этносов, культур и религий. В обществе появилась тенденция к межэтническому обособлению, часто переходящему в национальную непримиримость. Государство уделяет особое внимание развитию культуры межнациональных отношений, улучшению этнических взаимоотношений.

Работа по развитию этнической толерантности в образовательной организации организуется по следующим направлениям:

урочная работа – национально-региональный компонент содержания образования, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности;

внеурочная работа – проведение общественных мероприятий (конкурсов, фестивалей, социальных проектов), организация элективных курсов, классных часов и др. формы внеурочной деятельности.

Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

– принятие себя и других людей таких, какие они есть;

– установление доброжелательных отношений с окружающими;

– способность к глубокому пониманию жизни;

– активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;

– развитие творческих способностей;

– умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;

– способность брать на себя ответственность;

– приложение усилий для достижения поставленных целей.

Таким образом, этническая толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Решение задач по укреплению базовых ценностных основ российского общества, к которым относится единство исторической судьбы многонационального российского народа, сохранение социокультурных традиций этнических сообществ, распространение в различных категориях населения общероссийской гражданской идентичности, призвано обеспечить гармоничное развитие общества, сохранение стабильности и предотвращение межэтнических и межрелигиозных конфликтов.

Дополнительный комплекс мер состоит в принятии к реализации мероприятий, призванных расширить целевую аудиторию и усилить эффект основных мероприятий, предусмотренных указанными государственными программами. Дополнительные мероприятия учитывают актуальную специфику ситуации в сфере этноконфессиональных отношений и государственной политики в отношении казачества и соответствуют целям содействия сохранению этнокультурного многообразия и укреплению единства российской нации.

Таким образом, проведение в г. Новосибирске Межшкольного городского конкурса «Мы разные – мы дружим», фестиваля, посвященного Международному дню толерантности, является актуальным и востребованным обществом.

1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

2. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников, 1994, № 2. – С.205.

3. Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. // Воспитание школьников, 1994, №1. – С.2-3.

4. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.

5. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. // Педагогика, 1992, № 5/6. – С.45-49.

6. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

7. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. N 7.

8. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников. // Педагогика, 2009, №5

9. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.

Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.

10. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.

Страницы

© «Интерактивное образование» © 2006 — 2017.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-56819 от 29 января 2014 года.

Воспитание толерантности у подростков

педагог-психолог высшей квалификационной категории

ГБУ социального обслуживания Новосибирской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Снегири»

Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

как птицы, плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.

Специфика реабилитационного центра «Снегири», в котором я работаю психологом, предполагает стационарное проживание несовершеннолетних. В группах находятся дети, имеющие разный уровень интеллектуального развития, личностные особенности и т.п. Не всегда отношения между ними складываются гладко. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, раздражение, нетерпимое отношение друг к другу, особенно среди подростков, становятся причиной ссор, конфликтов.

Поэтому особое внимание стоит уделять воспитанию толерантности в подростковом возрасте, поскольку в этот период жизни процессы личностного формирования и адаптации в социуме протекают наиболее активно.

По словам Г.У. Солдатовой, «…подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов».

Так что же такое толерантное отношение?

Толерантность (от латинского “tolerantia”) – терпение, переносимость, снисходительность. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий, как признание, принятие, понимание.

Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Основная задача в развитии толерантных отношений заключается в повышении коммуникативной компетентности подростков, готовности к открытому диалогу, а также в формировании оптимальных условий для самовыражения, развития культуры достоинства и терпимости по отношению к окружающим.

Педагогических приемов по формированию толерантности существует достаточно много. Вот некоторые из них:

1. Прием «Обнаружение противоречий».

В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины. (далее дети сами продолжают ряд).

В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость… (далее дети сами продолжают ряд).

Упражнение «Таблица антиподов». Попросить ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении товарища по группе, центру, к которому у него проявляется нетерпимость.

2. Прием «Коррекция позиций»

Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице – активен; вчера я был здоров, а сегодня – болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом – биология; с другом я добр, а с предателем. Предложить ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.

Упражнение «Обрати минусы в плюсы». Обратить внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и предложить осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.

3. Приём «Акцент на лучшее»

Тёмное пятно на светлом фоне и светлое пятно на тёмном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно стараться принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».

Упражнение «Камушек в ботинке». У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Попросить ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение «Жемчужина в раковине». Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Предложить ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

4. Прием «Поиск толерантной позиции»

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я – о’кей, ты – о’кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я – о’кей, ты – не о’кей. Я – Принц, а ты – Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.

Я – не о’кей, ты – о’кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я – не о’кей, ты – не о’кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.

Предложить ребенку сделать рисунок для каждой позиции.

5. Прием «Ломка стереотипов»

На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей – только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.

Упражнение «Идеальный образ себя». Попросить ребенка нарисовать свою многоцветную диаграмму, состоящую из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые, хорошие и плохие, мужские и женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка.

Упражнение «Анализ ситуаций». Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

– Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.

– Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав ее руку.

– Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

– Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

– Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

– Я тебя не пушу. Ты моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда,он попытался увести ее.

– Знаешь что, я. Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

– Что с вами? – спросила она мужчину. Что с вашей ногой.

– Я сломал ее. кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

– Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

– Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. Она поднялась и приблизилась к парню.

– Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

– Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

– У вас открытый перелом, – проговорила она.Я пойду вызову врача. Потерпите, – она быстро пошла к телефонному автомату.

– Девушка! – окликнул ее мужчина. – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно найдете себе счастье.

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

Упражнение «Дополни»: «Быть толерантным – это значит. » (все ответы записываются на доске).

Упражнение «Сходства и различия». Записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ».

Упражнение «Давайте пофантазируем. » Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).

1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

2. Хорошо или плохо, что мы все разные?

3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Вывод. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Упражнение «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ». Дети на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы сделать «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается.

Упражнение «Отличия». Участники и ведущие садятся в круг.

Инструкция: «Сейчас мы выполним такое упражнение. Я посмотрю на своего соседа (соседку) справа и скажу, чем мы с ним (с ней), по моему мнению, отличаемся друг от друга. Здесь я могу назвать как внешние, так и внутренние отличия. Затем я скажу, что я чувствую по этому поводу, как к этому отношусь. Когда я окончу, мой сосед скажет, чем он отличается от его соседа справа, и так далее, пока все не скажут».

Упражнение «Конфликты». Дети делятся на четыре группы. Даются задания: одна разыгрывает конфликт в семье, вторая в школе, третья среди сверстников, четвертая на улице. Время на подготовку – 7-10 мин. Затем команды по очереди выступают. После выступления каждой команды ей задаются вопросы о чувствах участников конфликта.

Обсуждение каждого выступления можно провести следующим образом: члены группы отвечают на вопрос, что, по их мнению, осталось после конфликта у участников (это могут быть эмоции, перемены в отношениях, телесные повреждения и т. д.). Затем подгруппы дают рекомендации насчет поведения в таких ситуациях как сделать его толерантным.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у подростков навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Методы диагностики толерантности можно поделить на специфические, т.е. которые направлены на выявление установок толерантного сознания и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся в свою очередь признаками проявления толерантности (интолерантности). К специфическим методам исследования толерантности можно отнести следующие:

1. Методика измерения уровня толерантности у подростков;

2. Индекс толерантности;

3. Осторожно! Насилие! Тетрадь для размышлений;

4. Диагностический тест отношения;

5. Культурно-ценностный дифференциал;

6. Тест личностных конструктов Дж. Келли (модификация);

7. Метод измерения социального расстояния;

8. Метод приписывания качеств;

9. Диагностика общей коммуникативной толерантности.

Неспецифические методы диагностики:

1. Направленность личности в общении;

2. Тесты на ассертивность;

3. Интерперсональная диагностика Т. Лири в модификации С.А. Шеина;

4. Тест эмпатических тенденций Мехрабиана;

8. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга;

9. Тест поведения в конфликте К.Томаса;

10. Типы реагирования в конфликтной ситуации (Э.И. Киршбаум).

Принятие друг друга является залогом мирного сосуществования.

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.

1. Андрияхина Н.В. Семинар тренинг «Толерантность учителя»//Классный руководитель. – 2006. — № 4. – С. 20-34.

2. Битянова М., Вачков И. Встречи во Вселенной. Игра на развитие толерантности старшеклассников // Школьный психолог. – 2002, №4.

3. Бондырева С.К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ – М.: 2003 – 240с.

4. Драганова О.А. Психофизиологические маркеры личностной толерантности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук. – СПб., 2007.

5. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении//Вопр. психол. – 2006. – №2. – С.3-12

6. Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников. Дис. … канд. психол. наук – М., 2005. – 189 с.

марина опубликовано 17:03 23.10.2016

оксана опубликовано 12:00 25.10.2016

алла опубликовано 14:04 25.10.2016

Гость опубликовано 11:37 26.10.2016

Ира опубликовано 11:27 13.03.2017

Добавить комментарий

Страницы

© «Интерактивное образование» © 2006 — 2017.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-56819 от 29 января 2014 года.

Источники:
Воспитание толерантности 1
Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё
http://pedsovet.su/publ/28-1-0-1013
Воспитание толерантности и культуры межнационального общения
Воспитание толерантности и культуры межнационального общения учитель начальных классов МБОУ Гимназии № 13 г. Новосибирска, организатор городского межшкольного конкурса-фестиваля «Мы
http://io.nios.ru/articles2/84/6/vospitanie-tolerantnosti-i-kultury-mezhnacionalnogo-obshcheniya
Воспитание толерантности у подростков
Воспитание толерантности у подростков педагог-психолог высшей квалификационной категории ГБУ социального обслуживания Новосибирской области «Социально-реабилитационный центр для
http://io.nios.ru/articles2/84/2/vospitanie-tolerantnosti-u-podrostkov

COMMENTS