Вий 1967

Вий (1967)

Сценарий: Георгий Кропачев, Александр Птушко, Константин Ершов (по одноименному рассказу Н. В. Гоголя),

Операторы: Виктор Пищальников, Федор Проворов,

Композитор: Карэн Хачатурян.

В ролях: Наталья Варлей, Алексей Глазырин, Николай Кутузов, Вадим Захарченко, Петр Вескляров.

Прекрасная экранизация «страшного рассказа» Николая Василича Гоголя, в которой ухвачена за хвост неуловимая «жар-птица» – литературный стиль Гоголя, то есть то, что никому ухватить обычно не удается (вторым таким исключением, пожалуй, является А. Баталов и его «Шинель»).

Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.

При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.

Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.

Дизайн и вёрстка: Володя . Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.

Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.

Вий (1967)

Повесть Николая Гоголя » Вий» , как и другие произведения великого писателя экранизировалась неоднократно. Первый, еще немой фильм о чудовище с тяжёлыми веками был снят в начале прошлого века. Самый свежий в 2014-м году. Но мы сегодня поговорим о другой картине. О фильме, который сняли в 1967-м году, и который вошел в золотой фонд советского кино

Вий — задумывался, как экранизация классического произведения, и никто не позиционировал его как фильм ужасов. Но неожиданно картину купили Франция, Финляндия и США. Американская пресса опубликовала сенсационную статью. «В союзе наконец то сняли ужастик!». Так «Вий» стал первым и последним советским фильмом ужасов. Больше в Советском Союзе фильмов подобного жанра не снимали. В прокате лента заняла всего лишь 13-е место по количеству проданных билетов. Фильм ужасов не пользовался спросом у советского народа.

«Вий» сыграл роковую роль в жизни двух знаменитых советских актрис. Разрушил карьеру одной, и поссорил с великими мира сего другую, но все по порядку.

Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что это лежит не Наталья Варлей, а Александра Завьялова.

Однако с «Вием» дело обстояло куда проще. В то время Завьялова снималась в Ленинграде в фильме «Четыре страницы одной молодой жизни» режиссёра Резо Эсадзе. С Резо актрису связывало не только творчество. Режиссёр на правах будущего мужа и наставника запретил Завьяловой сниматься в другой картине, пока он сам не закончит свой фильм. Он сам позвонил Георгию Кропачеву и попросил снять актрису с роли. Кропачев отказался, заявив, что половина сцен уже снята, тогда Эсадзе позвонил Пырьеву и попросил помочь. Интересно, что в 1966-м году Пырьев сам хотел экранировать «Вия», но из-за того, что производство фильма «Братья Карамазовы» уже было запущено и у режиссёра не было времени.

Тогда Иван Пырьев нашел себе замену и посадил в главное кресло сразу двух режиссёров Георгия Кропачева и Константина Ершова. По его мнению один человек экранизировать классику просто не смог бы. Однако Пырьев поставил лишь одно условие, он будет приезжать на съёмки и контролировать весь процесс.

После снятия Завьялой с роли режиссёру срочно пришлось искать замену. В то время как раз вышел фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Увидев, как молодая актриса Наталья Варлей ловко выпрыгивает из окна, Георгий Кропачев решил пригласить ее на роль панночки. Молодая актриса согласилась играть из любопытства. Когда к ней подошел режиссёр и предложил роль,- восемнадцатилетняя Наталья Варлей легко ответила «да». Её совершенно не пугали съёмки в гробу.

На роль Хомы Брута изначально планировался Михаил Кокшенов. Но к моменту начала съемок, Михаил снимался одновременно в двух военных фильмах «Женя, Женечка и «Катюша» и «В огне брода нет» , и на «Вия» у него банально не было времени.

Тогда руководство «Мосфильма» обратило внимание на Леонида Куравлёва. В то время на экраны вышел фильм Василия Макаровича Шукшина «Живёт такой парень», где актёр сыграл простого работягу шофёра. Фильм получил «Золотого льва» в Венеции и моментально сделал Куравлёва известным на всю страну. В кинематографе Леонид Куравлёв трудится без малого больше 50-ти лет.Интересно, что на съёмках фильма»Вий» Куравлёву подстригаться под «горшок» не пришлось, он одевал парик.

А вот действительно возникли трудности с актрисой на роль ведьмы. Создатели картины очень долго искали нужный типаж, но найти так и не смогли. В то время был пожалуй единственный артист, который играл старух и ведьм, — это Георгий Францевич Милляр. А после «Вия» появился еще один. Какой-то помощник режиссёра в шутку предложил нарядить в женское платье актёра Николая Кутузова. Этот артист практически не снимался в кино, он играл в театре. Его называли «Мастером эпизода» и так случилось, что эта роль второго плана стала главной и самой узнаваемой в карьере талантливого актёра.

Когда актёров утвердили, режиссёры Георгий Кропачев и Константин Ершов отправились искать место для съёмок. Никто не сомневался, что снимать надо на Украине, но вот только где? Авторы хотели в точности воссоздать эпоху в который жил и работал Гоголь.Спустя несколько дней такое место нашлось в Ивано-Франковской области, и начались съёмки.

Однако большинство натурных съемок, к сожалению, было вырезано, так как руководство Мосфильма сочло их «слишком реалистичными». К работе был привлечен мастер-сказочник Александр Птушко, который переписал часть сценария под павильонные съёмки.

Когда «Вий» принимала Госкомиссия знаменитый режиссёр Георгий Данелия отметил, что фильм достойный, он несомненно оставит свой след в кино, -так оно и вышло. Сегодня фильм ужасов созданный в Советском Союзе продолжают с удовольствием смотреть, и он входит в несомненную» золотую» киноклассику.

Отличный фильм! Атмосферный и интересный) Лучшая экранизация Вия всех времен. Спасибо за шикарную статью))

Первый советский ужастик «Вий»: Вместо Куравлева мог сыграть Вячеслав Невинный, а вместо Варлей — Жанна Болотова

Фильм потряс воображение неискушенного советского зрителя и собрал в прокате за год 32,6 млн. руб. О том, как рождался первый «социалистический фильм ужасов», мы узнали из отчетных документов, хранящихся в архиве « Мосфильма », и от создателей ленты

В архиве «Мосфильма» сохранилась заявка на экранизацию «Вия» двух отчаянных студентов Высших режиссерских курсов — Константина Ершова и Георгия Кропачева . В кино они работали давно, но в разных направлениях: Ершов был актером, а Кропачев — художником. Оба поступили на режиссерские курсы и загорелись делать «Вия». Вот что они написали в заявке руководству «Мосфильма»:

«Советский кинематограф не вправе отдавать на откуп зарубежным ремесленникам право пользования, к тому же хищнического, сокровищницей русских классических литературных сюжетов. Так, в недавнее время итальянский режиссер Марио Бава осуществил постановку фильма по повести «Вий» как сугубо коммерческий фильм ужасов, получивший название «Маска Сатаны». Наш фильм задуман в прямой полемике с поделками подобного рода…» На киностудии было дано «добро» на запуск сценария «Вия», чтобы дать ответ «ремесленникам с Запада ». Вскоре начинающие режиссеры приступили к пробам артистов.

Актрисы были в ужасе от Панночки

В фильме Панночку сыграла Наталья Варлей. Но начинала сниматься в картине другая актриса — Александра Завьялова , обошедшая на пробах претенденток Елену Санько , Светлану Кокошко.

Но как только начались съемки, Завьялова тяжело заболела. Киношники ждали актрису, снимая одного Куравлева. Едва Завьялова подлечилась, приехала на съемочную площадку и ее загримировали под ведьму, как ей вновь стало нехорошо. Съемки опять приостановили. Потом Завьяловой позвонил муж с просьбой вообще уйти с этой «дьявольской картины», мол, эта роль принесет беды. Завьялова ушла с картины. А по Москве уже поползли слухи, что роль Панночки проклята.

Режиссеры в срочном порядке принялись искать новую артистку на женскую роль. Но актрисы отказывались даже появляться на пробах. Согласились играть Панночку Жанна Болотова и Наталья Варлей. Во время проб Болотова вдруг заболела, и на роль Панночки автоматически была утверждена Варлей, не убоявшаяся «дьявольщины».

Уже на следующий день после утверждения с нее сняли мерки для… гроба, в котором ей предстояло летать.

Кстати, многие актрисы еще на стадии проб отказывались и от роли старой Ведьмы. В результате на эту роль пришлось брать не женщину, а мужчину — актера Николая Кутузова , который на съемках неожиданно начал «закладывать за воротник». По этой причине однажды даже съемка сорвалась. Но актер то ли в шутку, то ли всерьез объяснял слабость страхом дьявольской роли…

Вскоре стало ясно, что отснятый материал никуда не годится. Начальство, чтобы спасти ситуацию, бросило на укрепление картины двух маститых киносказочников, снявших вместе «Садко», «Илью Муромца», «Каменный цветок», — режиссера Александра Птушко и его оператора Федора Проворова .

Птушко, буквально засучив рукава, с энтузиазмом взялся за дело. Заставил рабочих переделать уже отстроенную для съемок «церковь», в которой Хома должен был читать молитвы. Церковь сделали покосившейся, кривой, режиссер требовал, чтобы для декораций нашли гнилые бревна, трухлявые доски…

Над созданием войска «Вия» трудились не одну неделю. Вампиров сделали вислоухими, упырей — трехносыми, вурдалаков — губастыми (с «варениками» вполлица).

Птушко даже пригласил на съемки десятерых лилипутов для контраста с рослой нечистью, чтобы придать ей более зловещий вид.

В съемках второй ночи Хомы приняли участие настоящие вороны и филины. 50 ворон изловили прямо на «Мосфильме» в силки, выложив приманку. По команде режиссера черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон «церкви»…

— 7 марта 1966 года снимали третью ночь с участием чудищ. Это были куклы в количестве 14 штук. Здесь же бегали и актеры, игравшие живую нечисть — упырей, вурдалаков и вампиров. Всех загримировали так, что они выглядели лысыми и голыми. Некоторые имели синюшный оттенок, другие — серовато-черный, — рассказывает исследователь кино, писатель Федор Раззаков. — 9 — 10 марта съемки эпизодов с чудищами и нечистью продолжили. По ­команде Панночки они нападали на Хому, но никак не могли пробить тот магический круг, который он начертил вокруг себя мелом на полу. 16 марта снимали все тех же Панночку и Хому, а также нечисть, которая лезла по вертикальной стене. Снимали этот трюк так: из толстых досок сколотили «стену», которую поставили под углом к полу, и съемку вели сверху, с операторского крана. В роли нечисти здесь снимались 12 гимнастов и 4 батутчика.

17 марта начали впервые снимать Вия. Костюм для чудища делали из мешковины, а вместо рук ему приладили корни деревьев. Это тяжелое одеяние носил на себе спортсмен-тяжелоатлет.

О важной роли вибратора в искусстве

Гробов для съемок фильма ужасов изготовили три: в первом Панночка лежала, во втором летала, а третий летал с закрытой крышкой (последний был в два раза меньше двух остальных, чтобы его было легче перемещать). В основание «гроба для полета» вмонтировали металлический штырь-кронштейн, к которому пристегивали актрису монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора. Но Варлей очень боялась этих полетов — у нее с детства страх высоты, который она преодолевала в цирке.

«Злость Панночки» снимали на специальном вибраторе, который трясся и качался вместе с актрисой.

Несмотря на большой успех картины, ее многие годы после премьеры сопровождала дурная слава. Судачили, мол, не случайно создатели этой картины спустя время стали уходить в мир иной один за другим. И действительно, после премьеры стал сильно болеть главный режиссер ленты Птушко. Он скончался в 1973 году, не дожив до своего 73-летия.

Спустя два года ушел из жизни оператор Федор Проворов, не дожив до 70-летия два месяца. В 71-м году скончался актер Алексей Глазырин , сыгравший в «Вие» сотника, не дожив до 49-летия три с половиной месяца. Два года спустя умер актер Степан Шкурат, сыгравший Явтуха: «Вий» стал для него последней работой.

В 84-м году умер второй режиссер ленты Константин Ершов в 49 лет.

Наталья Варлей сразу после съемок надолго слегла с серьезной болезнью. «Вий» долго преследовал ее. По ее признанию, порой доходило до мистических вещей. Например, однажды актриса отправилась в морской круиз, организаторы которого взяли с собой кассету с «Вием». В первый же день объявили показ. Варлей произнесла вступительное слово. Но перед началом сеанса спокойное море внезапно разбушевалось. Варлей усмотрела в этом нехороший знак и уговорила перенести сеанс на следующие дни.

Но сутки спустя история повторилась. Только в кают-компании потух свет, море вспенилось. Отменили и второй показ.

На следующий день Варлей уговорила организаторов круиза показать вместо «Вия» другой фильм. Они дали согласие, а сами упрямо поставили «Вия». Не прошло и пяти минут с начала сеанса, как на теплоходе началась сильнейшая качка, судно начало крениться. В каюту Варлей вбежал ее сын с криком: «Мама, они все-таки показывают «Вия»!» Актриса бросилась в кают-компанию и чуть ли не силой заставила остановить сеанс. Как только показ прекратили, море успокоилось. Больше этот фильм из суеверия на теплоходе не пытались показывать.

Варлей признавалась, что пожалела о том, что снялась в первом советском фильме ужасов: «После фильма на меня стали обрушиваться неприятности. Я их словно притягивала… За эту роль я покаялась, получила у церкви прощение и уверена: нельзя заглядывать туда, куда смертным вход воспрещен».

Впрочем, судьба Леонида Куравлева оказалась вполне счастливой. По признанию актера, на нем его роль никак не отразилась. Правда, он в «Вие» все-таки БОРОЛСЯ с нечистью. И почти победил…

Леонид Куравлев: Получить роль по Гоголю — счастье!

На главную роль Хомы пробовались Вячеслав Невинный, Владимир Коршунов . Но утвердили пробу Леонида Куравлева. Вот что рассказывал «Комсомолке» об этом сам артист.

— Пробы — это вещь естественная для кино. В этой картине утвердили не Славу Невинного, а меня. А, например, в другую, совместную с финнами, картину — «За спичками» — Гайдай пробовал меня, а взял в итоге Славу Невинного, — вспоминал Куравлев.

Что касается Гоголя , то я получил большое наслаждение от съемок в «Вие». Это счастье — получить роль в фильме по Гоголю. Я авторский текст много раз перечитывал и перечитываю. ­Аура мистики существует там. Она мне очень помогала как актеру.

— Говорят, на съемках вы спасли актрису?

— Наташу Варлей. Там есть эпизод, когда она летает в гробу. Однажды закрутился гроб с Наташей, и вдруг она стала падать. С высоты метра 2,5 — 3. Но я находился в той точке, где мне пришлось всего лишь, не отступая ни на шаг, подставить руки — и она в них упала. Чудо. Это тоже Гоголь!

Причиной смерти актера Александра Шаврина могло стать онкологическое заболевание

Звезде театра имени Маяковского и мужу Анны Ардовой было всего 57 лет

31 декабря 2017 13:55

Артистка откровенно рассказала о своем прошлом и личной жизни

28 декабря 2017 17:20

Международный день кино: Что сняли в Крыму за последние 4 года

Участвуют ли в киношном процессе местные жители, куда деваются декорации и почему мужчины из Судака отрастили бороды — разбиралась «Комсомолка» [фото]

28 декабря 2017 13:53

Тяжелейший воспалительный процесс у Табакова просмотрели в элитной частной клинике

Художественный руководитель МХТ им.Чехова больше месяца находится в больнице

30 декабря 2017 13:19

28 декабря премьера главного блокбастера новогодних праздников — «Движение вверх»

28 декабря 2017 10:20

Президент медиахолдинга «Красная звезда» Алексей Пиманов: На телевидении, как и в стране, кризис заканчивается

Мы поговорили с известным телеведущим и медиаменеджером о том, как, чего не хватает российскому телевидению, какие были прорывы и удачи в уходящем году, и какие проблемы остались нерешенными

27 декабря 2017 1:27

На экранах — главная российская премьера уходящего и, видимо, наступающего года. «Движение вверх» Антона Мегердичева — пробирающее до мурашек народное кино: так спорт еще никто не снимал

27 декабря 2017 23:15

Татьяна Устинова и Дина Рубина – любимые писатели России

Российский Forbes составил список самых продаваемых книг 2017 года

27 декабря 2017 22:11

Армен Джигарханян сделал первой жене многомиллионный подарок

Народный артист отдает Татьяне Власовой свою долю от продажи дома в США

27 декабря 2017 18:23

«Художник, что рисует дождь»: Эдуард Гордеев прославился импрессионистскими снимками Петербурга

«Комсомолка» собрала вместе удивительные городские пейзажи и не только

26 декабря 2017 20:36

Дима Билан о Владимире Шаинском: «Мы состоялись как личности под его музыку!»

Звезды вспоминают добрым словом ушедшего из жизни на 93 году жизни композитора Владимира Шаинского [видео]

26 декабря 2017 18:50

Для больного Олега Табакова вызвали немецких врачей

Вице-мэр Леонид Печатников опроверг заявление, что актера ввели в искусственную кому

27 декабря 2017 15:13

Врачи вынуждены ввести Олега Табакова в искусственную кому

Организм артиста слишком слаб, чтоб бороться с недугом

27 декабря 2017 12:31

Возрастная категория сайта 18+

Источники:
Вий (1967)
Вий (1967) Сценарий: Георгий Кропачев, Александр Птушко, Константин Ершов (по одноименному рассказу Н. В. Гоголя), Операторы: Виктор Пищальников, Федор Проворов, Композитор: Карэн
http://www.ekranka.ru/film/3570/
Вий (1967) 1
Вий (1967) Повесть Николая Гоголя » Вий» , как и другие произведения великого писателя экранизировалась неоднократно. Первый, еще немой фильм о чудовище с тяжёлыми веками был снят в
http://kinovolna.tv/viy-1967/
Первый советский ужастик «Вий» Вместо Куравлева мог сыграть Вячеслав Невинный, а вместо Варлей — Жан
26 ноября 1967 года в Москве прошла премьера настоящего триллера — экранизации повести Гоголя «Вий»
http://www.kp.ru/daily/25989.3/2919662/

COMMENTS