Условия развития способностей

Условия развития способностей

Дата публикации 08 мая 2014 . Опубликовано в Развитие

Если мускулатура человека растет при усиленных тренировках, то человеческие способности развиваются только в деятельности. Давайте определим некоторые условия развития способностей.

Итак, первое условие – это воспитание потребностей в деятельности. Способности не развиваются у людей, которые ленивые, не любят работать, избегающих различных усилий в умственном и физическом труде.

Если вы упорно трудитесь, страстно любите свою работу – вы на пути к великим достижениям.

На успешное развитие способностей человека влияет раннее физическое развитие.

Важное условие развития способностей человека – создание благоприятной среды и такой системы отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную деятельность.

Очень важен уровень развития психических процессов человека (памяти, речи, восприятий, мышления, внимания, воображения), а также немаловажное значение имеют его склонности и интересы.

Еще одно условие развития способностей – деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности.

Многие люди на протяжении всей жизни часто задают себе вопросы, какие важнейшие условия развития способностей помогут им достигнуть успеха в жизни.

Я думаю, что пока человек не попадет в определенные жизненные обстоятельства, которые могли бы подталкивать его к существенным действиям, способности просто не смогут развиваться.

Например, если вам надоела постоянная нищета, нужно определить идею, при реализации которой ваши способности полностью реализуются, а цель по выходу из сложной ситуации будет достигнута. Просто подумайте, что вы можете делать лучше всего, как при этом еще и зарабатывать. Составьте план и приступайте к активным действиям.

Интересы

Все лучшее для женщин

Сайт для осознанных родителей

Отличный способ расслабиться

Популярные статьи

Рекомендуем

Разрешено использование материалов сайта с прямой индексируемой ссылкой

Условия формирования способностей

Проблема выявления способностей, одарённости и таланта постоянно ставится перед человеком жизнью. Постоянно обнаруживается, что даже в относительно одинаковых условиях жизни и деятельности психические свойства детей неодинаковы и развиваются в разной степени. Поэтому, на мой взгляд, проблема выявления способностей, одаренности и таланта, а так же взаимосвязи и различия этих явлений актуальны и в наше время.

В разные периоды человечества, в зависимости от представлений о природе людей, к способностям и одаренности относились по-разному.

В наше время, в период научно-технического прогресса современным детям приходится многое вмещать в свою память. Кроме этого, родители хотят видеть своё чадо всесторонне развитым и стараются записать одновременно в несколько кружков или секций. Иногда их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Порой это становится причиной эмоциональных срывов и подавленности. А в школе – учебная нагрузка. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

В своей работе я хочу провести обзор литературы, посвящённой исследованиям структуры таких явлений как: способности, одаренность и талант, как в психологии, так и в смежных отраслях.

Изучением способностей, таланта, одаренности занимались многие психологи как в нашей стране и за рубежом. Среди них можно выделить работы известного советского ученого, доктора педагогических наук в области психологии Б.М. Теплова. Стоит также отметить работы ученика и сотрудника Теплова, известного отечественного психолога, доктора психологических наук Н.С. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных, талантливых детей занимают видное место в русской психологии. Также изучением данной темы занимались такие психологи как В.Н.Дружинин, А.В.Петровский, А.Матюшкин. Теоретический вклад внес В.А. Моляко. Он изучил проблемы психологии творческих способностей.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Например, когда два ученика примерно одинаково отвечают на уроке, педагог может по-разному отнестись к их ответам: одним он может быть доволен, другим – нет. Учитель может объяснить это разными способностями у этих детей. Другой пример: два абитуриента сдают вступительные экзамены. Один справляется с испытаниями, другой – нет. Можно ли поэтому судить об их способностях? На этот вопрос нельзя ответить, пока не будет выяснено, сколько времени потратил на подготовку каждый абитуриент. Поэтому способности нельзя определить одним лишь фактом успеха (приобретением знаний). Итак, что же такое способности?

На мой взгляд, способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Таким образом, способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности.

А.В. Петровский в своем учебнике по общей психологии дал такое определение «способности»:

«Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся» .

× Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он выделил «три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

× способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколько деятельностей;

× способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека… ».

В.Н.Дружинин считал, что чем больше развита у человека способность, тем он быстрее и успешнее овладевает какой-либо деятельностью, а процесс обучения и сама работа, в той сфере, в которой он не имеет способностей, дается ему субъективно тяжелее.

По мнению Теплова, способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

К.К. Платонов в книге «О системе психологии» дает следующую формулировку понятию "способность":

«Способности — это совокупность свойств личности, уже входящих в четыре ее основные подструктуры, но только тех из них, которые нужны для освоения определенной деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней. Способности — это степень соответствия данной личности в целом требованиям определенной деятельности, раскрытая через структуру данной личности и структуру требований к личности данного вида деятельности с учетом возможной компенсации одних качеств личности другими»..

Когда мы говорим о способностях человека, то имеем в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми, а высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств и требованиям деятельности.

Условия формирования способностей

Говоря о способностях, необходимо упомянуть то, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и его успешность определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими, отличающимися по своему происхождению, но схожими по проявлениям. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.

Способности делятся на общие и специальные. Ученые выделяют следующие виды специальных способностей:

× учебные и творческие

× умственные и специальные

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Когда мы изучаем психологическую характеристику способностей, можем выделить качества, которые отвечают требованиям не одной, а одновременно нескольких видов деятельности, и специальные качества, которые отвечают более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть очень ярко выражены. Это говорит о наличии у людей разносторонних способностей, а также об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

Приведем конкретные примеры:

Для человека, занимающегося математикой, недостаточно иметь только хорошую память и внимание. Людей, которые имеют способности к математике, отличает умение упорядочить элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции данного разряда — основной элемент математического творчества.

Среди музыкальных способностей можно выделить:

× технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)

× слуховые (музыкальный слух).

Обе группы относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку.

Условия развития способностей человека

Существуют специальности, в которых успех может быть достигнут только при наличии задатков к развитию соответствующих способностей. К таковым относятся научная, конструктивно-техническая, художественно-творческая, организаторская деятельности. К тому же каждый вид деятельности включает в себя несколько подвидов. Например, к художественно-творческой деятельности относится кино, литература, музыка, театр, хореография.

В зависимости от выбранного подвида, нужно иметь и постоянно развивать специальные способности. Вот несколько условий для их развития.

1. Наличие устойчивого интереса к систематическим и упорным занятиям. Интерес является основным условием, без мотивации невозможна продуктивная деятельность, организм не будет выделять энергетические ресурсы.

2. Твердый характер и сила воли. Они нужны для того, чтобы не опускать руки при появлении труднопреодолимых ситуаций, которые могут быть вызваны внешними обстоятельствами(отсутствием денег на учебники) и внутренними, когда задатки к нужным способностям развиты слабо и возникают трудности в выполнении поставленных задач.

3. Хорошая память и интеллект являются инструментами для усвоения новых знаний и развития способностей.

4. Сильное желание развиваться в этой деятельности. К таким желаниям можно отнести: стремление превзойти окружающих, получить признание и награду за успехи, побить рекорд, познать свои возможности.

5. Неудовлетворенность результатами, толкающая человека продолжать заниматься.

6. Труднодостижимая цель. Чем выше уровень, до которого хочется достигнуть, тем более сильные и упорные шаги будет делать человек.

7. Непоколебимая вера в себя, которая будет позволять не сдаваться после многих неудач и в периоды застоя.

8. Стремление к творческому подходу, выбор наиболее сложных проблем. Если все остальные условия соблюдены, то вы не станете выбирать легкие проблемы, они покажутся вам скучными и не приносящими удовольствие. Выбор средних по сложности проблем не ведет к росту, а сложная проблема заставляет качественно подниматься на новый уровень, тем более после выполнения сложной задачи поднимается самооценка и настроение.

Узнать больше о том, как развить различные навыки, прокачать свой мозг, чтобы лучше понимать людей, эффективно достигать поставленных целей и представлять из себя больше чем среднестатистический человек, вы сможете из материалов раздела «Охотники за поведением».

Все материалы, размещенные на сайте являются исключительной собственностью авторов. Перепечатка или любое другое использование материалов без специального на то разрешения запрещено. Защита материалов осуществляется путем нотариального депонирования. Контроль за копированием осуществляется сервисом Сopyscape. Факты нарушений авторских прав фиксируются, а судебные дела об их нарушении представляют интерес для наших партнеров-юристов.

§ 4. Условия развития способностей у детей

Одна из задач советской системы воспитания — всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, одно¬бокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со спо¬собностями, должен доминировать, но при этом учитель стре¬мится к всестороннему, гармоническому развитию личности ре¬бенка, повышению его общей культуры и расширению кругозо¬ра. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждый способен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента. Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обла¬дает возможностью развития и специальных способностей. «Беста¬ланных» людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников п умело направляет их развитие.

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не прояв¬ляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятель¬ность, тем больше возможностей для развитая способностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. Однако не всякая деятельность, в которую вклю¬чают ребенка, автоматически формирует и развивает способно¬сти к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок дол¬жен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятель¬ности, тогда у него возникнет стремление по собственной ини-циативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересован¬ность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формаль¬ное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на разви¬тие способностей.

Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезны¬ми, глубокими, устойчивыми и действенными.

Конечно, далеко не всегда способный, например, к математике или музыке школьник самостоятельно проявляет интерес к этому предмету. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств (неудачная методика обучения, плохое знакомство с предметом, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителей и т. д.) школьник мало интересуется соответствующим предметом, проявляет даже равнодушие к нему. Но если ребенка по-настоящему заинтересовать деятельностью, то очень быстро (и часто неожиданно для окружающих) эти интересы и склонности всецело захватывают школьника.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем деталь¬ном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, что¬бы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его на¬личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определивши¬мися способностями.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой, работы: математические, технические, биологические, литературные, му¬зыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников. Например, в лите¬ратурных кружках практикуется выпуск литературно-творческих рукописных журналов, организация и проведение силами учащих¬ся литературно-творческих конкурсов и вечеров, проводятся специальные упражнения на описание предметов, по выразитель¬ному чтению, сочинения по картине и т. д.

Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудо¬ваны специальные помещения, где дети в свободное время зани¬маются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами «конструкторов» и т. д. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности. всем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготовляют несложные изделия из дерева, картона, бумаги, пластилина, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настой¬чивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприят¬ные задатки и способности не дадут результата. Иногда школь¬ник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде люби¬мым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрить ребен¬ка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.

Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правиль¬ное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превос-ходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.

Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо по¬нял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъяв¬лять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.

В совместной работе школы и семьи создаются самые благо¬приятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.

2. Назовите общие условия формирования и развития способностей.

3. Что такое задатки и какова их роль в развитии способностей?

4. Какие виды способностей вы знаете?

5. Раскройте сущность одного из видов специальных способностей (в за¬висимости от вашей специальности).

6. Какова роль интересов и склонностей в развитии способностей?

7. Покажите, в чем заключается связь развития способностей с трудо¬любием и настойчивостью человека.

8. В чем заключаются условия формирования способностей у школь¬ников?

2. Понаблюдайте, какие средства и приемы использует руководитель кружка для развития способностей учащихся (кружок изберите в зависимости от вашей специальности).

3. Понаблюдайте в школе за учеником, которого учителя считают совсем не способным или малоспособным к учению. Выясните, почему он не про¬являет способностей. Наметьте педагогические мероприятия для развития этого ученика.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам 2011 — 2013

Источники:
Условия развития способностей
Если мускулатура человека растет при усиленных тренировках, то человеческие способности развиваются только в деятельности.
http://www.vitamarg.com/konsultacii/razvitie/3897-usloviya-razvitiya-sposobnostej
Условия формирования способностей
Условия формирования способностей Проблема выявления способностей, одарённости и таланта постоянно ставится перед человеком жизнью. Постоянно обнаруживается, что даже в относительно одинаковых
http://megaobuchalka.ru/1/22973.html
Условия развития способностей человека
Существуют специальности, в которых успех может быть достигнут только при наличии задатков к развитию соответствующих способностей. К таковым относятся научная, конструктивно-техническая, художественно-творческая, организаторская деятельности. К тому же каждый вид деятельности
http://anna-kulik.ru/5201
§ 4. Условия развития способностей у детей
§ 4. Условия развития способностей у детей
http://www.p-lib.ru/psihologia/krutetskii/krutetskii66.html

COMMENTS