Смальтовая мозаика

Смальта — это что такое? Узоры из мозаичной смальты

Оформление поверхностей мозаичными узорами в последнее время пользуется небольшой популярностью. Однако истинные ценители оригинальных стилей не оставляют это направление декора. Композиции из множества элементов разной формы и структуры применяются и в частных домах, и в отделке общественных зданий. Главное – правильно определиться с характеристиками используемого материала. Одним из наиболее интересных решений такого рода является смальта. Это мозаичный узор, сформированный глушеным стеклом. Такие композиции ценятся не только за необычный эстетический эффект, но и за выгодные в плане эксплуатации физические свойства.

Богатая история технологических процессов получения мозаичных панно из стекла обусловила неоднозначное определение смальты. В разные исторические периоды материал для таких композиций представлялся по-разному. Объединение разных понятий происходило через два компонента. В первую очередь, это стеклянные фрагменты, а затем уже добавки, за счет которых элементы мозаики получали тот или иной оттенок. Классическим для смальты является синий цвет, который получался благодаря составам на основе кобальта и кремниевой кислоты. На сегодняшний день этим термином чаще всего называют именно готовые стеклянные фрагменты для формирования панно. Мозаичная смальта, фото которой представлено ниже, является примером уже конечного применения данного материала.

Любой декоративный материал для мозаики предполагает возможность получения широкого спектра стилистических решений. Наделение элементов смальты разными фактурными и текстурными свойствами происходит за счет применения тех или иных технологий обработки стекла. В частности, базовое состояние смальты, которая имеет прозрачный оттенок, достигается за счет огнестойких красителей. Традиционные техники предполагают получение опаловых или глухих фрагментов. В остальных методах обработки получается смальта-камень, наделенная также и высокими показателями прочности. Например, элементы с золотыми и серебряными оттенками формируются благодаря прессовке фольги между разными слоями стекла. Интересен и вариант в виде пятнистой или жилистой смальты. Такое изделие получается благодаря особой термической обработке, после которой в состав вводятся компоненты, наделяющие структуру определенными оттенками.

От изготовления непосредственно материала до финального формирования декоративной композиции нужно выполнить несколько технологических этапов. Начать стоит с того, что смальта – это в основе своей все же стеклянное изделие, полученное в результате проведения специальных перерабатывающих методов. Как правило, обычное стекло дробится до формирования мелкой, почти порошкообразной массы. Для наделения смеси подходящим оттенком как раз и вносятся металлизированные окиси, влияющие также и на будущую структуру смальты. Важно отметить, что искусственные красители крупные мастера не применяют.

Далее полученная масса разогревается до высокой температуры — порядка 800 градусов. Этот процесс обеспечивает спекание материала, который можно подвергать и формовке. Наиболее распространенными формами являются прямоугольники, треугольники, овалы и различные многогранники. Дело в том, что на данном этапе смальта – это податливый заготовочный материал, с которым можно обращаться как с пластилином. Поэтому возможно и создание стилизованных сложных фигур. Так, например, создают узоры с элементами, имитирующими капли дождя, лучи солнца и т.д.

Плюсы и минусы смальты

Смальту продают в разных форматах. Наиболее распространена реализация упаковок, в которых содержатся элементы определенной массы. К примеру, килограмм таких фрагментов для будущей мозаики может стоить порядка 1-1,5 тыс. руб. Конкретный ценник зависит от формата самих элементов, техники их изготовления и цветового решения. Доступна на рынке и готовая смальта – плитка разных форматов. Так, небольшая панель 300х300 мм может стоить 400-500 руб. Очевидно, что выгоднее приобретать фрагменты на вес, которые еще не были уложены в готовую композицию. Того же килограмма хватит на украшение целой зоны по стенке. Другое дело, что процесс укладки тоже непрост и требует наличия определенных знаний у исполнителя.

Технологии создания мозаичных композиций всегда считались наиболее сложным способом декорирования. Это подтверждает и узор из смальты, который отличается неповторимым дизайнерским эффектом. Сегодня практикуются и использование классических ярко-синих фрагментов смальты, и эксперименты с деталями, имитирующими фактуру драгоценных камней и металлов. Использовать же смальту можно в самых разных местах – универсальность применения также является одним из главных преимуществ этого материала.

Смальта. Советы начинающему мозаичисту

Смальта — цветное непрозрачное или полупрозрачное стекло, отлитое по специальной технологии и используемое для изготовления мозаик. Более-менее стабильную технологию получения цветного стекла разработали в Древнем Риме, но расцвет смальты как серьезного отделочного материала состоялся несколькими веками позже — в Византии. Восточный Рим собирался стоять тысячелетия, и византийские базилевсы строили храмы и дворцы примерно на пару-другую тысяч лет вперед. Смальта оказалась как нельзя лучше подходящим материалом для таких грандиозных целей. Яркая, не теряющая цвета со временем, морозостойкая, водостойкая смальта стала основным материалом для мозаик, да так и прошла сквозь века именно в этом качестве.

Обычно смальту не рекомендуют в качестве материала для домашнего творчества. Действительно, для новичков особенности работы со смальтой кажутся непреодолимым препятствием. Но с соблюдением минимальных правил и приобретением некоторой сноровки работа со смальтой становится творческим откровением. Возможности смальты безграничны, и создание мозаик от небольших вставок в керамическую плитку до больших настенных панно позволяет превратить любую квартиру или дом в уникальный объект декоративно-прикладного искусства. У мозаики из смальты есть и одно важное преимущество — ей можно облицовывать криволинейные поверхности, так что любые недостатки строительства можно удачно скрыть с помощью небольших мозаичных декоров.

Что важно знать начинающему мозаичисту при работе со смальтой?

Первое. Российская смальта выпускается обычно в виде так называемых «блинов» и «блоков». Блин — это плоский одноцветный смальтовый овал размерами около 20-30 см на 40-60 см и толщиной 0.5-0.9 см. Блины отлично подходят для самых первых работ — фактически их достаточно поколоть на элементы и можно выкладывать мозаику. Толщина элементов подходит как для прямого, так и для обратного набора.

Блоки — это квадратные или прямоугольные массивы смальты размерами от 15*15 до 25*25 см и толщиной от 0.7 до 3 см. Блоки часто изготавливаются из смеси смальтовых масс разных цветов, что создает уникальные сочетания цветов, полутонов, градиентов во внутренней фактуре блока. Блоки предполагают более сложную предварительную подготовку, для ряда мозаик предпочтительнее не колка, а распил стекла с помощью специальных инструментов. Но блоки создают более интересную цветовую гамму и позволяют использовать материал с разными поверхностями.

В продаже можно встретить и итальянскую смальту, которая обычно выпускается небольшими кубиками от 2*4 до 4*5 см толщиной 1-2 см. Такие заготовки легко колоть на элементы. Но стоимость итальянской смальты в среднем в полтора-два раза выше при отсутствии значительных преимуществ в свойствах и внешнем виде.

Второе. Основной метод получения мозаичных материалов — колка. Используются для этого пеньки (как для работы стоя, так и для работы сидя), на которых закрепляется специальное металлическое ребро. Заготовка смальты устанавливается на это ребро, сверху прижимается специальным долотом, по которому наносится удар молотком. Разумеется, существуют и более сложные устройства для колки, в том числе механизированные и автоматизированные, но для домашнего творчества их можно рекомендовать уже опытным мозаичистам.

Что нужно иметь в виду? Смальта — стекло. Кромки и ребра получающихся тессер (так называются кусочки — элементы для мозаики) — острые, о них можно порезаться. Поэтому рекомендуется работать в перчатках. Для начинающих мозаичистов особо рекомендуется обращать внимание на возможную траекторию отлета отколовшегося кусочка смальты. И защищать глаза с помощью специальных очков (подойдут самые простые строительные, продающиеся в любых магазинах).

Практический совет — сразу сортировать все элементы по цвету (и даже по размеру, если замыслено нечто большого размера). Это можно сделать с помощью пластиковых коробок или корзинок, а также использовать любой вторичный материал (коробки из под соков, например). Еще один совет — не выбрасывать и не расстраиваться из-за неровно получившихся элементов. Опытные мастера знают, что даже самый неудачный скол может пригодится если не в этой мозаике, так в следующей.

Для описания возможных поверхностей смальты требуется отдельная статья, однако начинающим матерам надо знать, что у «кубика» тессеры может быть гладкая блестящая поверхность, гладкая матовая поверхность, ровная поверхность распила, ровная и неровная поверхность скола. В зависимости от назначения и художественного замысла использовать можно любые поверхности, получая в результате как гладкую поверхность столешницы, так и неровную играющую бликами поверхность крупноформатного мозаичного панно.

Третье. Прежде чем начинать составлять мозаику, следует выбрать одну из двух базовых техник набора.

Прямой набор — это выкладка мозаики лицевой стороной вверх, когда прямо в цементный или клеевой состав помещаются тессеры смальты, сразу образуя рисунок. Преимущества прямого набора — сразу видно, что получается, легко заменить одну или несколько тессер. Прямой набор рекомендуется для облицовок непосредственно по месту и для художественных проектов с имитацией живописи.

Обратный набор — это укладка мозаики лицевой стороной вниз. Набранный рисунок заливается смесью основы, после застывания которой переворачивается и затем подвергается финишной обработке (в зависимости от назначения и конкретной техники это может быть заливка швов, подравнивание краев тессер и т.п.) Преимущества обратного набора — простота получения ровной поверхности мозаики, возможность создания «сборочного модуля» большой мозаики. Обратный набор рекомендуется для любых мозаик, требующих перемещения до объекта и для создания практических мозаик на столешницах, полках и т.п.

Выбор конкретного материала основы зависит от вида мозаики и ее последующего использования. Обычно используются цементные смеси с добавлением песка, причем предпочтительнее использовать чистый кварцевый песок без органических примесей. Но можно создавать мозаики на основах из разных материалов с помощью клеев.

1. Декорировать плитку в санузле, ванной комнате, сауне, бассейне. Причем мозаику можно как внедрять небольшими вставками в плитку, так и заменять отдельные плитки небольшими мозаичными декорами. Следует иметь в виду, что поверхности, которые имеют контакт с человеческими телом, должны быть отшлифованы, чтобы не оставалось шероховатостей.

2. Декорировать мебель. Надоел скучный столик? Попробуйте преобразить его с помощью мозаичной столешницы. Слишком уныла дверца шкафа? Добавьте ей красок с помощью мозаичного узора. Необходимость финишной шлифовки мозаики здесь также актуальна.

3. Украсить вазу, цветочный горшок. Это скорее подойдет для ландшафтного дизайна. Чем покупать и городить в саду нелепые и уродливые пластиковые фигуры, куда наряднее и изысканнее украсить сад эксклюзивной собственноручной мозаикой. Смальтовые мозаики хорошо держатся на керамике и не боятся сырости и морозов (необходимо, конечно, еще и правильно подобрать или сделать строительную смесь).

4. Создать художественное панно. Это проще всего, и готовое изделие можно использовать практически где угодно. Мозаики не боятся солнечного света, поэтому их без опасения можно размещать на солнечных стенах как внутри, так и снаружи дома.

Творческих вам успехов!

Статья предоставлена порталом Smalta.ru — История стекла и смальты, история великих мозаик прошлого, география мозаик, музеи и магазин смальты в одном проекте, посвященном смальте и мозаике.

© Geliopolis.ru, 2005-2016. Проект «Гелиополис — Город Солнца»

Информационно-развлекательный портал для широкого круга читателей всех возрастов. Общественные и частные темы, интеллектуально-высокие и повседневно-интересные рубрики, географические обзоры и творческие приложения. История и современность, наука и техника, гуманитарные проблемы, образование и воспитание.

Что такое смальта: разновидности, свойства и применение. Мозаичная смальта

Что такое смальта? Попросту говоря, кусочки, брусочки или пластинки разноцветного стекла. А если всерьез, то это тема для статьи. Что такое смальта, мы рассмотрим ниже.

  • Прозрачное имеет сильный блеск, чистый глубокий цвет, играет и переливается.
  • Опаловое обладает ярким цветом, отличается особым блеском и сочностью окрасок.
  • Пятнистое получают сплавлением стекол различных цветов.
  • Золотое и серебряное. Между двумя слоями стекла вкладывают необходимую пластинку.

Колор современный художник может подобрать из огромного количества оттенков, которые придают стеклу соли и окислы различных металлов. И все это – смальта стеклянная.

1. Она светится изнутри самого материала.

2. Очень долговечна (римские мозаики из смальты не потеряли за тысячелетия своей привлекательности). Она не боится сырости и морозов, что позволяет использовать ее как универсальный наружный и внутренний отделочный материал.

3. Традиционный размер элементов — 5 х 5 х 5 мм. Но это могут быть любые геометрические фигуры – овалы и разные многогранники. Чтобы получить такие формы, стекольную крошку разогревают и формуют. Теперь уже становится яснее, что такое смальта.

Смальта сама по себе довольно дорога, а ручной труд, который используется при изготовлении изделия, еще более повышает цену.

Готовое стекло измельчают в порошок. Оно может быть как цветным, даже бутылочным, так и бесцветным. Добавляют в различных процентах буру, селитру, кобальт, криолит и направляют в печи для варки. Затем жидкую горячую массу без включений пузырьков воздуха разливают по формам. Потом производят отжиг и шлифовку. Вот что такое смальта.

Ее история восходит к началу нашей эры, к древнему Риму. В него она пришла из Греции и именно через него широко распространилась. Римляне полюбили эффектный новый материал. Хотя, когда изготавливали стеклянные камешки, то далеко не всегда представляли, какими по цвету они получатся. Технология не была отработана. Они любили выкладывать разноцветными камешками полы, стены своих вилл, дворцов и терм, также дорожки в садах. Но кроме смальты, часто использовались в мозаике небольшие камешки и галька. Эту технику можно применять как долговечную и очень эффектную и в наше время. Стена, потолок или пол из смальты преобразят вашу квартиру. А если ее использовать в домашнем тренажерном зале, то полу не будет износа.

На Руси и в России

Вместе с Крещением князья Киевской Руси обратили внимание на убранство своих церквей. Археологи нашли по крайней мере одну мастерскую по изготовлению смальт для изготовления икон.

В более позднее время изготовлением смальт занимался М.В. Ломоносов. Его работы не нашли в то время применения, хотя он полностью разработал варку стекла и укладку мозаики. Значительно позже, когда Огюст Монферанн построил Исаакиевский собор, то мозаика из смальты использовалась при изготовлении икон и других элементов собора, занимая около шестисот кв. м. Еще один пример применения смальты связан с тяжелой датой – безвременной гибелью императора Александра III. Тогда был построен храм Спаса-на-Крови. Интерьер был заполнен мозаиками из смальты.

Прежде всего, монументальные панно. Они могут быть расположены на стене или потолке. У стены украшается уличная часть, фасад, как правило, или внутренний интерьер. Если панно из мозаики, то его очень часто выкладывают из смальты. На стене или потолке общественного здания это действительно выглядит очень величественно, особенно если художник заложил в него глубокое содержание, масштабное и основательное.

Яркими примерами применения панно из мозаики, собранной из смальты, являются станции московского метро. Для примера возьмем две: «Чеховскую» (1987) и «Киевскую» (1954). Пилоны, которые поддерживают своды на «Чеховской», незаметны. Облицовка сделана из белого мрамора. Зато путевые стены – настоящее произведение искусства. Они выполнены в стиле флорентийской мозаики и представляют нам сцены из произведений А. П. Чехова (см. выше). Совершенно иначе смотрится станция «Киевская». На ней имеется восемнадцать помпезных пилонов, на которых прославляется украинский народ. А также работающие крестьяне и простые люди, которые встречают 1 Мая и День Победы. Нельзя не отметить панно из мозаики работы Павла Корина на станции «Новослободской». Оно называется «Мир во всем мире». Величественная женщина (предполагают, что моделью была супруга архитектора этой станции), которая идет навстречу людям и держит на руках ребенка, изображена на фоне пятиконечной звезды, серпа и молота, золотых снопов из колосьев. Над головой вьются голуби. А был портрет Сталина, который сняли после XX съезда. Мир, таким образом, выражен в крупных обобщенных формах. Строители рассказывают легенду, что архитектор и художник, следуя традиции, заложили под первые стекла монетки. Группа Корина также работала на станции «Комсомольской-Кольцевой», исполнив 8 мозаичных панно. Это было в 1951 году, поэтому их общая тематика – победы русского народа в различных войнах. Примеров на станциях метрополитена можно привести еще очень много, потому что многие их них выглядят как дворцовые залы.

Их смело можно помещать в ванные комнаты, кухню и, естественно, повесить в комнатах, холлах, прихожих. Это может быть как оригинальная тема, так и копия с картин известных русских и зарубежных мастеров. В любом помещении картины из смальты смотрятся органично, чрезвычайно необычно и эффектно. К недостаткам можно отнести только их высокую цену. Но она оправдана стоимостью материала и тонкой, кропотливой ручной работы.

Эта древняя техника сейчас получает новое возрождение. Обновляя дизайн помещения, хорошо вспомнить о ней и воспользоваться ее неоспоримыми достоинствами.

Источники:
Смальта — это что такое Узоры из мозаичной смальты
Статья посвящена смальте. Рассмотрены технология получения материала, свойства смальты, декоративные преимущества и т.д.
http://fb.ru/article/273904/smalta—eto-chto-takoe-uzoryi-iz-mozaichnoy-smaltyi
Смальтовая мозаика
Смальта. Советы начинающему мозаичисту Смальта — цветное непрозрачное или полупрозрачное стекло , отлитое по специальной технологии и используемое для изготовления мозаик. Более-менее
http://geliopolis.ru/creation/art/smalta-sovety-mozaichistu
Что такое смальта разновидности, свойства и применение
Что такое смальта? Попросту говоря, кусочки, брусочки или пластинки разноцветного стекла. А если всерьез, то это тема для статьи. Что такое смальта, мы рассмотрим ниже.
http://fb.ru/article/279933/chto-takoe-smalta-raznovidnosti-svoystva-i-primenenie-mozaichnaya-smalta

COMMENTS