рыбацкая лодка

Правильная рыбацкая лодка

Наши рыболовы используют для рыбалки разные виды лодок: долбленки, дощатые, фанерные челноки, секционные и складные, резиновые и ПВХ, байдарки и даже водные велосипеды. Загляните в любую лодку — почти в каждой увидите как минимум поплавочную удочку, а чаще спиннинг с кучей блесен, джиг-головок и воблеров. И если вы решили серьезно заняться рыбалкой, то и оборудованием лодки надо заняться основательно. Лодка настоящего рыбака сильно отличается от «обычной» лодки, в ней нет мелочей, все очень тщательно продумано.

У каждого рыбака свои хитрости в компановке рыбацкой лодки и мы попытались обобщить опыт.

Мы отправимся на рыбалку, чтобы определить минусы неподготовленной лодки.

На причале лежат спиннинги, подсак, ящик с рыболовными снастями, садок, два якоря, провизия, теплая одежда, канистра с бензином, термос. Все это необходимо уложить в лодку, но кроме тесного носового отсека в ней ничего нет: ни полочек, ни ящиков, не спиннингодержателей, ни отсека для канистр. Будем рассовывать по углам и вот уже и без того тесный кокпит оказывается загроможденным. Попробуйте при этом запомнить, где что лежит, чтобы в нужный момент иметь все необходимое под рукой!

Нужно первым занять «заветное» место, тут два выхода: либо раньше вставать, либо иметь более быстрый/мощный мотор. Но при сильном ветре, даже с мощным мотором только на хорошем катере можно быстро и безопасно идти по волнам. Так что если ваш водоем славиться частыми и внезапными волнами (как наша «Рыбинка») и Вы любитель дальних переходов, вам подойдет не каждая лодка.

Продолжим нашу «рыбалку». Мы пришли на «заветное» место, промокшие от брызг и уставшие от тряски. Правда здесь уже выстроилась вереница лодок. Надо бросать якорь. На вытягивание и разматывание якорного фала уходит драгоценное время. У нас нет ни вьюшек, ни лебедок, ни роульсов. Кормовой якорь отдать легко, а вот с носовым сложнее, надо перелезть через лобовое стекло и, балансируя на скользящей палубе, пробираться вперед (надо сказать, что рыболову эти стекло и носовая палуба только мешают — до носа не добраться).

Лов начался: спиннинги собраны, пора сделать заброс. Сидя неудобно, вы обязательно за что-нибудь зацепитесь, надо приподняться, но шум и раскачивания лодки при этом неизбежны.

Но вот поклевка и большая рыба натягивает леску, бросается то влево, то вправо, но вы не можете следовать за ее рывками: слишком тесно, мешают вещи под ногами. Подтягиваем рыбу к борту, теперь надо, не выпуская из рук спиннинга действовать подсаком. Осторожнее! Перегибаться через борт не стоит.

Большая щука и полосатые окуни бьются в лодке. Теперь рыбу надо положить в садок, чтобы она не уснула до возвращения домой. А при переезде с места на место придется вынимать садок в лодку. А там и так места нет…

Вот такая получилась у нас «рыбалка». Теперь постараемся сделать вашу лодку удобной и чтоб в ней всё было на своих местах.

Если лодка покупается для рыбалки, то ее размеры, оборудование, комплектация и т. п. должны соответствовать своему целевому назначению.

И так, первые требования, которые на наш взгляд можно предъявлять к рыболовной лодке — это высокая скорость, грузоподъемность из расчета три человека плюс запас горючего и рыболовное снаряжение, высокая остойчивость, достаточная мореходность (под ней понимается возможность поддерживать высокую скорость хода при движении на волне, в непогоду).

Носовой палубы нет, но и нос лодки полностью в распоряжении рыболова. Пост управления оборудован в виде консольного пульта, расположенного у одного из бортов, так, чтобы обязательно остался необходимый рыболовам свободный проход от кормы до носа.

Мощный подвесной мотор необходим при переходе к месту ловли. Дополнительный, маленький мотор (лучше электромотор) — для троллинга. Электромотор можно установить на носу.

Если нахватает денег на хороший катер, мотор и оборудования — купите хороший катер и мотор, а подкопите денег и докупите дополнительное оборудование. Многие рыболовы приносят комфорт в жертву скорости и маневренности.

Сиденья. Мягкие, удобные, вращающиеся, легко переставляются со штатного места на нос и корму. При их наличии рыболовы не будут мешать друг другу. С такого кресла очень удобно «облавливать» все пространство вокруг лодки, а если сделать его регулируемым по высоте, то можно увеличить дальность забросов.

Дно кокпита должно представлять собой сплошной горизонтальный настил. Покрытие этого настила не должно скользить, легко убираться и не бояться бензина и масел.

Швартовые утки должны иметь такую форму и расположение, чтобы за них ничего не цеплялось. Очень быстро можно достать якорь из якорного ящика и аккуратно положить в воду через установленный на носу роульс.

Шкафчики вдоль бортов в специальных скобах держателях. Все под рукой, ничего не мешает.

Бензобак, аккумулятор (в боксе), инструменты разместить в отдельном отсеке (в лодке не будет пахнуть бензином). Отсек этот должен быть где-то рядом с мотором.

В центре лодки целесообразно оборудовать живорыбный садок. Был бы полезен и холодильник, вернее термоящик.

Навигация и эхолот (и рыбу «покажет», и об отмели предупредит) должны быть под рукой и хорошо видны.

Рыболовные лодки

Выбор лодки для рыбалки — нетривиальная задача. Самостоятельно сделать его под силу только профессионалу. Неопытному рыболову нужно сначала узнать, какие они бывают, их особенности. Ведь неудачная покупка вместо помощи в рыбалке может доставить множество неудобств. Сделать правильный выбор и понять, какая лодка лучше, поможет полезная информация.

Надувные лодки для рыбалки состоят из отдельных отсеков. Они не связаны друг с другом. Так достигается безопасность: если сдуется один из баллонов, остальные смогут удержать суденышко на плаву.

На этом сходства надувных лодок заканчиваются.

Различия могут быть:

  • в размере;
  • в устройстве днища;
  • в наличии или отсутствии транца;
  • в материале, из которого сделана лодка.

Зная характеристики и четко понимая, на что влияют определенные параметры, вы сможете решить, какую лодку выбрать для рыбалки. Про виды водного транспорта для рыбака читайте ниже.

Лодка нужна, если вы планируете ловить на глубине. С берега редко удается закинуть удочку на достаточную удаленность. Такая возможность пригодится при ловле щуки и судака на реках, карася на озерах.

Как видно из названия, гребные лодки приводятся в движение веслами. Такой рыболовный транспорт редко бывает большим. Обычно размеры гребных лодок не превышают в длину двух с половиной метров, а вместимость их — не более шести человек. Дно у таких моделей обычно плоское.

Гребные лодки для рыбалки обладают четырьмя достоинствами:

  1. Компактный размер.
  2. Привлекательная цена.
  3. Мобильность.
  4. Маленький вес.

Хоть разновидность судна и называется гребная, ее можно оснастить мотором. У гребной модели есть большой недостаток: дно слишком мягкое. Стоя на нем, невозможно сохранить равновесие. Поэтому удить рыбу в ней придется только сидя.

Жесткость дна у такого рыболовного судна немного выше, чем у предыдущего варианта. Днище укрепляется сланями — специальными досками. В этой лодке рыболов сможет встать, но делать это не очень удобно. Сланевая конструкция надежнее, чем просто надувные камеры. Но до идеальной жесткости еще далеко.

Основные параметры сланевых лодок:

  • грузоподъемность не более 200 кг;
  • до четырех человек;
  • вес лодки — до 30 кг.

Сланевые модели также имеют небольшой размер. Их можно легко перевозить на машине. Лодки недороги и просты в эксплуатации. Очень просто собрать и разобрать одному человеку.

Практически у всех слаевых плавательных средств имеется отдельный транец, чтобы установить двигатель.

Сланевые лодки хороши для ловли хищников с использованием кружков и жерлиц. Еще эти модели с успехом применяются для троллинга.

В отличие от гребных лодок, их днище имеет довольно жесткий V-образный профиль. Жесткость конструкции достигается благодаря покрытию надувных камер особым составом.

Их плюсы:

  1. Жесткая конструкция, позволяющая человеку спокойно стоять на ее дне.
  2. Развивает большую скорость.
  3. Можно установить мощный двигатель.

Главный недостаток — в сложности транспортировки и монтажа.

Надувное дно является дополнительным независимым отсеком. Поэтому такие лодки более безопасны.

Эти модели оснащены накладным жестким днищем. Они являют собой смесь между надувной лодкой и лодкой с жестким каркасом.

Плюсы:

  • абсолютно жесткое днище;
  • развивает значительную скорость;
  • алюминиевый киль;
  • безопасность: отсеки баллонов не имеют связи между собой;
  • длину и вместимость лодки можно варьировать самостоятельно. Задается это во время сборки.

Главный недостаток хорошей рыболовной лодки с накладным днищем — сложность транспортировки. Ее неудобно перевозить или хранить. Жесткое днище не снимается и не складывается. Поэтому ей требуется довольно много места.

Есть отличия и в материале, из которого изготовлена надувная лодка. У каждого вида есть свои минусы и плюсы. Выбор будет зависеть от вида водоема и от условий хранения, а также от того, как вы собираетесь хранить рыболовную лодку и перевозить ее.

Первый вариант — плавсредства из поливинилхлорида. Он самый доступный и часто используемый.

Его достоинства:

  • прочность;
  • экологичность;
  • возможность ремонта;
  • поверхность рыболовных лодок устойчива ко внешним воздействиям;
  • водонепроницаемость.

Самые лучшие рыболовные судна — их армированного ПВХ. В состав материала включены металлические нити. Они увеличивают прочность конструкции.

В поливинилхлорид на этапе производства обычно уже добавлен пластификатор. При низких температурах (ниже 5 градусов) он теряет эластичность. Его становится труднее складывать, особенно если материал плотный и усилен металлической проволокой. Поэтому лодки для охоты и рыбалки из армированного ПВХ лучше не использовать в холодное время.

Армированные материалы оправдывают себя на спасательных лодках. Они более надежны, риск пробоины меньше. Простые же рыболовные плавсредства и лодки для охоты и рыбалки выбирают из более тонкого и легкого ПВХ.

Чем прочнее материал, тем тяжелее его складывать, и тем больший вес он имеет. Поэтому не гонитесь за плотностью. Если рыбалка планируется в спокойных местах, достаточно будет лодки из тонкого поливинилхлорида.

Первые резиновые лодки были очень непрочными и неустойчивыми. Давление воздуха в них было небольшое, поэтому прочность и устойчивость оставляла желать лучшего.

Современные технологии шагнули далеко вперед. Сегодня есть возможность сделать такую резину, которая бы приблизилась к ПВХ по своим эксплуатационным характеристикам.

Плюсы резиновых моделей:

  • безопасность: практически отсутствует возможность случайного прокола;
  • маленький вес;
  • возможность использования даже в соленой воде.

Третий пункт делает резиновые судна незаменимыми помощниками на морской рыбалке. Тогда как агрессивная соленая вода может снизить прочность лодок из ПВХ, резиновым конструкциям это не страшно.

Самый современный материал — хипалон. В его составе синтетический каучук с добавлением полимеров. Это самый качественный материал. Если составить рейтинг материалов, он вышел бы на первое место.

Каждый рыбак решает сам, какой материал выбрать для своего судна.

Решите, в каких условиях вы будете рыбачить. Каждый выбирает лодку исходя из потребностей.

Лодки из хипалона самые дорогие. Выбирайте ее, если можете позволить себе это.

Самые лучшие лодки для рыбалки на пресных озерах и реках — лодки из ПВХ. Из него делается очень много моделей. Каждый сможет выбрать себе подходящую на рыбалку или охоту.

Чтобы удобнее было выбирать, определим основные критерии:

  1. Вместимость.
  2. Жесткость дна.
  3. Безопасность.
  4. Удобство и практичность.
  5. Цвет.

Поговорим о каждом отдельно.

Даже если вы собираетесь ловить в одиночестве, вместимость судна очень важна. Необходимо свободное место для снастей и улова. Место для маневра тоже не помешает.

Среди всех вариантов выделяют:

  • одноместную (до 2,5 м);
  • двухместную (2,6 — 3,9 м);
  • трехместную (3,9 — 4,3 м);
  • четырех и более местную (длиннее 4,3 м).

Для спокойной семейной рыбалки и отдыха подойдут двухместные или одноместные лодки. Если же предполагается хорошая ловля в большой компании, обращайте внимание на размеры побольше.

Всего выделено только два типа днища — жесткое и надувное. У моделей с жестким дном выше скорость, они более маневренны. К тому же в них можно удить стоя. Пригодятся такие лодки и для охотников с воды. Полностью надувные варианты подойдут для неспешных водных путешествий и спокойной, сидячей рыбалки.

Лучшими считаются судна большого размера. Они более удобны и практичны. Возможность двигаться, забрасывать снасти в любых направлениях — важные факторы, обеспечивающие богатый улов. В большой лодке рыбак может свободно перемещаться с кормы на нос и обратно. Это важно при ветреной погоде или сильном течении. Однако, чем больше размер, тем сложнее перевозка и монтаж. Если вы всегда планируете рыбачить в одиночестве и ограничены в средствах на покупку, выбирайте одноместное судно.

В зависимости от условий рыбалки применяют такие типы:

  1. Для спиннинга.

Одноместная–двухместная лодка для спиннинга имеет размер 3,3 на 1,6 метров. Для троих человек размеры увеличиваются: 3,6 на 1,7 метров. На четверых потребуется пространство не менее 4,4 на 1,8 м.

Лодки для троллинга более компактные. Для одноместной модели подходящий размер: 2,9 на 1,45 метров. Три человека уместятся в суденышке размером 3,3 на 1,6 м, а на четверых потребуется 4 на 1,7 м.

Выбирайте не только внешние размеры, но и ширину баллона. Если она больше 38 см, на такой борт можно опереться ногой. Таким способом добывают рыб, заплывших под днище.

При ловле троллингом большая прочность днища не требуется. Поэтому из моделей с жестким дном вытаскиваются все деревянные конструкции. Сидеть можно прямо на баллонах. Так судно станет более просторным при тех же размерах.

Рассаживаясь, старайтесь соблюдать равновесие. Если один человек сел у правого борта, другому стоит занять место у левого. Иначе судно может накрениться или перевернуться.

Важно знать, чем вы планируете приводить лодку в движение — веслами или мотором. Моторные варианты, конечно, возглавляют рейтинг самых популярных.

Вам потребуется модель с двигателем, если:

  • рыбалка будет происходить на большом водоеме;
  • необходимо быстро перемещаться с места на место.

На судне с мотором хорошо искать рыбные места. Перемещение из одной точки в другую происходит почти мгновенно.

Если вами выбрана лодка с мотором, весла используются как вспомогательный механизм.

Весельные модели более экономичны. Они дешевле стоят и не требуется дополнительных расходов на топливо. Намного эффективнее, если грести будут два человека: один правым веслом, другой левым. В одноместных лодках это не получится. Рыбаку придется хорошо потрудиться самому.

Весла обычно продаются с лодкой в комплекте. Крепятся они к специальным выемкам по бокам.

Небольшие лодки часто оборудованы уключинами. Практически все существующие их разновидности непрактичны и быстро выходят из строя. К тому же грести ими тяжело при большом весе судна и в ветреную погоду. На большие модели, длиннее четырех метров, уключины не ставят.

Фаворит рейтинга самых удобных лодок — водный транспорт с жестким днищем. Материалы для его изготовления также могут быть разными. Оптимальный вариант — слани из авиационной фанеры или из бакелита. Они должны быть хорошо заламинированы и покрыты со всех сторон влагостойким покрытием. Иначе при попадании влаги доска разбухнет и потеряет прочность.

Если говорить о фактуре, то возглавляет рейтинги шершавое дно. На нем почти невозможно потерять равновесие и упасть. Но делаются такие модели обычно на заказ.

Чтобы увеличить сцепление с поверхностью, рыбаки часто кладут вниз дополнительно несколько туристических ковриков.

Их плюсы:

  • сохраняют тепло;
  • легко моются;
  • увеличивают сцепление подошвы с днищем.

В лодке с ковриками можно удить даже босиком, не боясь замерзнуть. Вспененный полиуретан — отличный изоляционный материал.

Важно хорошее сцепление подошв ног с дном судна. Это помогает сохранить равновесие при рыбалке стоя. Можно заказать вариант с шершавым дном, а можно усовершенствовать стоковую модель туристическими ковриками.

Существуют два основных типа:

Если вы планируете использовать весла или маломощный мотор (до 5 л. с.), выбирайте плоскодонку. Она менее маневренна, хуже идет по волнам и плохо держит курс. Зато на мелководье ей нет равных. Осадка плоскодонки незначительна по сравнению с килевой.

На килевую лодку обращайте внимание, если планируете оснастить свой рыболовный инструмент мощным мотором.

Итак, вы определились с материалом и вместимостью. Кроме этих двух параметров, существует еще множество критериев для выбора.

Чтобы выбрать хорошую, надежную лодку решите, с какими целями и в каких условиях вы будете использовать ее. Не пытайтесь совместить все и сразу. Водный транспорт получится слишком громоздким и дорогим. Выбирайте только те функции, которые потребуются лично вам.

Источники:
Правильная рыбацкая лодка
Наши рыболовы используют для рыбалки разные виды лодок: долбленки, дощатые, фанерные челноки, секционные и складные, резиновые и ПВХ, байдарки и даже водные велосипеды. Загляните в любую лодку — почти в каждой увидите как минимум поплавочную удочку, а чаще спиннинг с кучей блесен, джиг-головок и воблеров. И если вы решили серьезно заняться рыбалкой, то и оборудованием лодки надо заняться основательно. Лодка настоящего рыбака сильно отличается от «обычной» лодки, в ней нет мелочей, все очень тщательно продумано.
http://www.boatportal.ru/articles/22393
Рыболовные лодки
Лодки для рыбалки: советы по выбору. Различные материалы и конструкции водного транспорта. Выбрать моторную или весельную модель. Размеры лодок для различных техник ловли.
http://orybalke.com/lodka/dlja-rybalki.html

COMMENTS