Рождение иисуса христа

Когда же родился Христос?

Отрадно, что теперь уже телеведущие не говорят о «католическом» или «православном» Рождестве, но «сегодня (25 декабря) католики отмечают Рождество Христово», а «для православных христиан Рождество наступит 7 января». Потому что это один и тот же день, только по разным календарям: григорианскому, новому, — по нему живёт весь западный и наш «светский» мир, и юлианскому, более древнему, по которому живет Русская и некоторые другие Поместные Православные Церкви (это то, что в календарях обозначается «по ст. стилю»; разница с новым — 13 дней).

Когда же точно родился Спаситель, и в древности не было известно. В Древней Церкви дням рождения вообще не придавали особого значения: у мучеников праздовались дни их мученического рождения — в вечность (natalitiae), т.е. смерти; поэтому церковный календарный год и в первые века, и впоследствии совершенно не имел дней рождения святых, исключая Спасителя, Богоматерь и Иоанна Крестителя, да и те стали отмечатся сравнительно поздно. Самыми первыми праздниками в честь Господа были Пасха и воскресный день. Потом возник праздник Богоявления (Крещения) (в III в.). И только к концу IV в. в отдельных областях начинает праздноваться Рождество Христово.

Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января. Почему? А дело в том, что праздник Рождества Христова выделился из Богоявления (Крещения), получившего начало в III в. и широко распространившегося в IV-V вв. Для древних христиан событие крещения было важнее Его фактического рождения — ведь и христиане издревле празднуют свои именины, то есть день крещения и наречения христианским именем, именем святого покровителя, а вовсе не день своего появления на свет. Интересно, что изначально в праздновании Богоявления воспоминались не только события собственно крещения Спасителя и, как мы уже отметили, Его рождения, но и чудо в Кане Галилейской (на Западе), и чудесное насыщение пяти тысяч и даже воскрешение Лазаря, а блаженный Августин в 6 словах на Богоявление говорит только о поклонении волхвов. Для всего же почти православного Востока, как отмечает М. Скабалланович, до конца IV в. Богоявление — праздник в честь. Рождества Христова[3]. Из-за такого слишком уж сложного ряда воспоминаний позднее и выделилось в отдельный праздник Рождество Христово. Правда, как считают разные историки, сказались тут и другие причины: отчасти — прекращение эпохи мученичества, что позволило более ценить земную жизнь и её начало; может быть, хотели противопоставить христианский праздник языческим, в честь декабрьского солнцеворота (знаменитые римские Сатурналии, приходившиеся на 17-23 декабря, за которыми следовал праздник «непобедимого солнца»; кроме того, в Александрии был праздник Кикеллий, были и другие языческие праздники в этот период); есть предположение, что на установление празднования Рождества Христова 25 декабря мог повлиять и иудейский праздник обновления храма в 25-й день месяца тейвейс (= декабрь)[4].

Специальный пост, подготавливающий к празднику Рождества, появляется на Западе в V в. Рождественский или Филиппов пост (по-латински Адвент — подготовление к пришествию (adventus) Спасителя) устанавливается повсеместно в VI-VIII вв.; первое упоминание о нём на Востоке (и именно с 15 ноября по ст. стилю) есть в коптском календаре VIII в.

Архим. Иоанн (Маслов). Конспект по литургике для 3-го класса/гл. Господские праздники. Рождество Христово — http://www.klikovo.ru/db/book/msg/4900

[1]Толковый Типикон. — С. 269. — Примеч. 3.

[2] Все цитаты — по Скабаллановичу. — С. 269.

О рождении Христа и Рождестве (часть I)

Чтобы начать исследование того, о чем говорит Библия о рождении Иисуса Христа, мы обратимся к первой главе Евангелия от Луки. Тут стихи 5-25 рассказывают о том, как Захария был оповещен о рождении сына, Иоанна Крестителя, и как Елисавета, мать Иоанна, таилась пять месяцев после зачатия. Следующие стихи говорят о том, что произошло на шестой месяц после зачатия Иоанна:

Евангелие от Луки 1:26-33

«В шестой же месяц [шестой месяц после зачатия Иоанна] послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего [то есть Сыном Бога], и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.»

Все это, конечно же, не было случайностью. Это были необходимые условия для Мессии, так как, согласно Ветхому Завету, обещанный Мессия произойдет из рода Авраама (см. Бытие 21:12 и К Галатам 3:16) и рода Давида (см. Псалтирь 132:11 и Деяния 2:29-30). Поскольку Иисус был Мессией, он должен был походить из рода Авраама и рода Давида. И так и было. Эта прямо сказано в Евангелии от Матфея 1:1:

Евангелие от Матфея 1:1

«Родословие Иисуса Христа, СЫНА ДАВИДОВА, СЫНА АВРААМОВА.»

Таким образом, родословия Иисуса Христа – не только исторический подсчет, но они также содержат ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ЧТО ИИСУС – МЕССИЯ, ХРИСТОС. В нем Бог сдержал свое обещание не только Аврааму и Давиду (Бытие 21:12, Псалтирь 132:11), но также и всему человечеству (Бытие 3:15), которое после своего падения ожидало того, кто исправит ситуацию – Христа.

Вернемся к извещению ангела. Мария спросила его:

Евангелие от Луки 1:34

«Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?»

Фраза «Я мужа не знаю» означает, что Мария еще не имела сексуальных отношений. Причина в том, что в то время она была только обручена с Иосифом, а для того, чтобы иметь сексуальные отношения, нужно было пожениться. Но, в отличие от всех остальных зачатий, для зачатия этого ребенка не требовалось участие никакого другого человека, кроме Марии. Как объясняют нижеприведенные слова ангела, Бог обо всем позаботился:

Евангелие от Луки 1:35-37

«Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.»

Согласно объяснению ангела, дитя будет зачато в результате чудотворных действий Всевышнего, то есть, Бога. Поэтому он и будет назван Сыном Божиим, или Сыном Всевышнего.

После того как Мария услышала это объяснение, она согласилась с его словами:

Евангелие от Луки 1:38

«Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.»

Получив одобрение Марии ангел отлетел от нее 3 .

Будучи обручена с Иосифом и будучи беременна не от него, Мария находилась в очень сложной ситуации, и реакция Иосифа была чрезвычайно важна. Эта реакция описана в Евангелии от Матфея 1:18-25, она и будет темой этого раздела. Начиная со стиха, 18 мы читаем:

Евангелие от Матфея 1:18

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, ПРЕЖДЕ НЕЖЕЛИ СОЧЕТАЛИСЬ ОНИ, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.»

В древнегреческом тексте это предложение начинается со слова «де», которое в вышеприведенном русском варианте никак не переведено. Это слово употребляется:

1) для обозначения перехода с одной темы на другую. В таком случае оно должно переводиться как «и» или «вот». А также:

2) для того, чтобы провести различие между тем, что предшествовует этому слову, и тем, что за ним следует. В этом случае оно должно переводиться как «но». Из 2 870 употреблений этого слова в Библии его чаще всего переводят как «но». Как его переводить (как «и»/«вот» или как «но»), должно быть понятно из контекста соответствующего отрывка. В нашем случае, я думаю, это слово не должно быть опущено, а переводиться на русский должно как «но». Потому что оно противопоставляет способ, которым был зачат Иисус, тому, как были зачаты люди, о которых говорится в родословной из предыдущих стихов (Евангелие от Матфея 1:1-17). Хотя в генеалогии мы читаем: «Авраам РОДИЛ Исаака; Исаак РОДИЛ Иакова…», Иисус не был рожден от смертного отца. В отличие от всех остальных людей, отцом Иисуса был Бог, и это слово «де» подчеркивает это различие.

Выяснив это, продолжим исследование того же отрывка, из которого мы узнали, что прежде чем Иосиф и Мария «сочетались», то есть, прежде чем они вступили в сексуальные отношения, Мария была беременна. Положение Марии была действительно очень сложным, и многое зависело от реакции Иосифа. Если бы Иосиф решил «пустить о ней худую молву» (Второзаконие 22:14), тогда, согласно закону, наказанием для Марии была бы смерть (Второзаконие 22:13-21). С другой стороны, если бы он решил не обнародовать дело, а разобраться частным образом, он мог бы написать разводное письмо и отпустить Марию от себя (Второзаконие 24:1). Тем не менее, даже в этом последнем случае положение Марии и ребенка все равно было бы очень сложным, потому что общество не приветствовало бы ее с ребенком без мужа. Стих 19 говорит нам, какое из этих двух решений Иосиф думал принять:

Евангелие от Матфея 1:19

«Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.»

Иосиф показан как праведный муж, то есть, он хотел соблюсти закон. Из двух возможностей, предписанных законом, он собирался выбрать вторую — тайно отпустить Марию с разводным письмом. Но Бог вмешался в этот критический момент, чтобы защитить Марию и в то же время и Иисуса:

Евангелие от Матфея 1:20-21

«Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.»

Но вернемся к Иосифу и его реакции. Стихи 24 и 25 сообщают нам, изменил ли он свое решение благодаря вмешательству Бога:

Евангелие от Матфея 1:24

«Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою.»

После вмешательства Бога Иосиф решил не отсылать Марию. Вот каким чудесным образом защитил Бог Марию и ее ребенка в этой критической ситуации. И таким чудесным образом Он уладил все, чтобы Мария смогла родить ребенка, который был не от ее мужа, в обществе, где подобные вещи считались абсолютно недопустимыми. Конечно, Мария и Иосиф играли здесь очень важные роли. Их готовность поверить в то, что сказал им Бог, должна быть примером. Хотя с точки зрения генеалогии они и были идеальной семьей для рождения Мессии, но этого не произошло бы, если бы один из них или оба не захотели поверить Богу и сотрудничать с Ним.

Теперь обратимся к стиху 25, который рассказывает нам об Иосифе и Марии:

Евангелие от Матфея 1:25

«Но супружеской близости между ними не было, ПОКА она [Мария] не родила сына, и он назвал Его Иисусом.» (перевод – Слово Жизни)

Хотя этот стих не говорит нам много о самом Иисусе, он много говорит о Марии. Хотя миллионы людей считают, что Мария была девой всю свою жизнь, Слово Божие говорит нам здесь, что «супружеской близости между ними не было», ПОКА она не родила Иисуса. Из этого утверждения вытекает, что «супружеская близость между ними» была ПОСЛЕ рождения Иисуса.

Кроме этого утверждения, еще одно опровержение предполагаемой вечной девственности Марии кроется в том, что Иисус упоминается как ее ПЕРВЕНЕЦ. Перевод Слова Жизни, который я привел выше не поясняет истинное значение, но оно становится понятно из стандартной Русской Синодальной версии: «Как наконец Она родила Сына Своего ПЕРВЕНЦА». Если бы Иисус был единственным сыном Марии, называли бы его первенцем? Конечно, нет, потому что это название предполагает существование более чем одного ребенка, и среди детей первый ребенок – первенец. Следовательно, после Иисуса у Марии в браке с Иосифом родились другие дети. Библия не только сообщает сам факт, но также называет нам имена этих детей. В соответствующем месте Евангелия от Матфея 13 мы читаем:

Евангелие от Матфея 13:54-56

«И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами?»

Слово Божие называет имена четырех единоутробных братьев Иисуса и говорит, что у него было несколько единоутробных сестер. Из всего сказанного очевидно, что традиционное представление о том, что Мария оставалась девственной всю жизнь, противоречит Библии, и поэтому должно быть отринуто.

Узнав, как Мария была извещена о зачатии, и какова была реакция ее мужа Иосифа, рассмотрим теперь, что произошло в ночь рождения. Для начала обратимся ко второй главе Евангелия от Луки, где стихи 1-3 говорят нам:

Евангелие от Луки 2:1-3

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город.»

Теперь что касается поры года, в которую родился Иисус: Маловероятно, что это произошло 25-го декабря. Это очевидно потому, что перепись вряд ли проводилась в середине зимы, потому что погодные условия сделали бы поездку людей в свой родной город 5 очень сложной. Даже в наше время скоростных средств передвижения переписи всегда проводятся в такое время, когда погода не будет им мешать. Очевидно, что если это правило выполняется сейчас, оно должно было выполняться и тогда. Следовательно, предполагаемый день рождения Христа 25-го декабря не согласуется с временем переписи по всей земле. А также стих 8 говорит нам о пастухах, бывших в поле со своим стадом, который является еще одним указанием на то, что Христос не был рожден 25-го декабря, потому что в это время стада уже не выгоняются в поле из-за погоды. Как прокомментировал это Адам Кларк:

«Так как эти пастухи еще не привели свои стада домой, можно предположить, что октябрь еще не начался, и, следовательно, что наш Господь не родился 25-го декабря, потому что в это время на полях стада уже не пасутся… На этом основании рождество не могло состояться в декабре.» (Цитата из книги: R. E. Woodrow: "Babylon Mystery Religion", Ralph Woodrow Evangelistic Association Inc., 1966, this printing 1992, стр. 141)

Из всего вышесказанного вытекает, что дата 25-го декабря для рождения Иисуса весьма маловероятна. Почему тогда его рождение празднуется в этот день? Причина не в чем ином, как языческих традициях, которые новообращенные язычники привнесли в христианство. Как говорит Дж. Фрейзер:

«Самый значительный языческий религиозный культ, бытовавший на римских и греческих землях, Митраизм, провозглашал день 25-го декабря праздником поклонения солнцу…Это зимнее празднество называлось «Рождение» — «Рождение солнца» (См. Дж. Фрейзер: "The Golden Bough", New York, Macmillan Co., 1935, стр. 471. Цитата взята из книги R. Woodrow, стр. 143).

Даже такой консервативный источник, как «Католическая энциклопедия» признает, что именно это языческое празднество породило празднование рождения Христа 25 декабря:

«Хорошо известный праздник солнца Наталис Инвикти [Рождение Непобедимого Солнца], праздновавшийся 25-го декабря, серьезно претендует на ответственность за нашу декабрьскую дату.» (См.: The Catholic Encyclopaedia", New York, Robert Appleton Co., 1911, стр. 725. Цитата взята из книги R. Woodrow, стр. 143).

Из всего этого следует, что 25-го декабря – не день рождения Христа, а день, в который язычники праздновали рождение солнца. Когда эти язычники обратились в христианство, они принесли с собой свои обычаи. Церковь, вместо того чтобы занять непримиримую позицию и сражаться с этими обычаями, предпочла их «христианизировать». Так «рождение бога-солнца» стало «рождением Сына Бога». К сожалению, это только одна из многочисленных языческих традиций и обычаев, которым следует значительное число христиан.

Все это, конечно же, не значит, что мы должны предпринимать какие-то действия против празднования рождения Иисуса 25-го декабря или начать бороться с нашими семьями против этого. Дата рождения Иисуса не так важна, как то, что ОН РОДИЛСЯ. Однако мы не должны забывать правду о рассматриваемом периоде и не должны увлекаться традициями, изобретенными людьми.

После этого отступления, касающегося даты рождения Христа, время продолжить чтение Евангелия от Луки 2. Так, после того, как стихи 1-3 дали нам некоторые исторические сведения о переписи, стихи 4-7 рассказывают о том, что сделали Мария и Иосиф:

Евангелие от Луки 2:4-7

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.»

Рождение Иисуса Христа в Вифлееме, опять же, не было случайностью. Согласно Ветхому Завету (Михей 5:2), Мессия будет рожден в Вифлееме. Поистине удивительно, как Господь все устраивает, чтобы сбылось пророчество. Иосиф и Мария не жили в Вифлееме. На самом деле Вифлеем находился далеко от Назарета 6 , и только необходимость переписи могла заставить их пойти туда при таких обстоятельствах (Мария была беременна). Но когда пришло время, Марии и Иосифу пришлось идти туда, невзирая ни на что. И там родился Иисус, и обещание Бога было выполнено. Чтобы выполнить свое обещание, Бог не овладевал ими и не приносил их в Вифлеем. Одержимость – это не путь Бога. Когда что-то есть Его воля, Он выстраивает ситуацию так, чтобы она осуществилась. Но давайте продолжим:

Евангелие от Луки 2:8-14

«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им [греческий: "эфистеми", значит: "присутствовать"] Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Евангелие от Луки 2:15-20

«Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.»

Пастухи поверили ангелу, и пошли туда, и увидели Иисуса, спеленатого и лежащего в яслях, как и говорил им ангел. В этот момент, как считается традиционно, пришли «волхвы», и было их, якобы, трое. Истинно ли это или нет, мы увидим в следующей статье.

1. Согласно обычаям страны, положение Иисуса в обществе зависело от положения человека, который считался его отцом, то есть, Иосифа.

2. Подробности, касающиеся родословных Иисуса Христа, читайте в статье «Родословные Иисуса Христа».

3. Интересно, что в Слове Божием нигде не говорится, что ангел дал Марии … лилию, или что у ангела были крылья, или что у него, или Марии, или кого-то еще был круг вокруг головы. Очевидно, что все это всего лишь плод людского воображения.

4. Первый раз оно упоминалось в извещении Марии о зачатии (Евангелие От Луки 1:31).

5. Климат в Палестине не очень отличается от климата моей страны, Греции. Так, хотя теплая часть года там значительно длиннее, чем в Северной Европе, период от ноября до марта гораздо холоднее, а температура часто опускается ниже нуля. В любом случае, перепись проводилась не только в Палестине, но и по всей Римской империи.

Рождение Иисуса Христа

Иисус Христос родился в бедной семье плотника. Многие люди ожидали рождение Мессии (Христа) на основании древних пророчеств Библии, [1] но они представляли его себе совершенно не таким. Христос представлялся им властным Вождем, великим Царем, грозным Завоевателем. Люди всегда уважают силу, власть, богатство. А Иисус родился в обычной бедной семье Иосифа и Марии.

В Евангелии рассказывается, что незадолго до рождения Иисуса Христа в Римской империи вышел указ о проведении всеобщей переписи населения. Для этого все жители должны были прибыть в город, где они родились, и зарегистрироваться там. Поэтому, на последнем сроке беременности Мария должна была отправиться со своим мужем в город Вифлеем, находившийся приблизительно в 130 км от Назарета, где они тогда жили.

Когда супруги, проделав это нелегкое путешествие, наконец прибыли в Вифлеем, то оказалось, что там было уже слишком много народа. Все свободные гостиницы были заполнены людьми, так что Марии и Иосифу негде было даже переночевать. Все же им удалось найти себе кое-какое местечко где-то в сарае, где находились домашние животные. Там они и поселились.

Через несколько дней в этом месте Мария родила Младенца Иисуса. Ей пришлось положить Его в кормушку с сеном, потому что лучшей кроватки в тех условиях просто не было. Они были далеко от своего дома, но именно так исполнилось пророчество Библии о том, что Христос родится именно в городе Вифлеем.

Несмотря на то, что люди ожидали появление Христа, Его рождение в такой обстановке прошло бы наверное совсем незаметно, если бы в ту ночь не произошло кое-что удивительное. Недалеко от города Вифлеем пастухи пасли свои стада. Вдруг перед ними появилось множество Ангелов, и один из них громко воскликнул:

«Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь!» [2]

Затем Ангел сообщил им о месте, где они могут найти новорожденного Младенца. Пастухи, пораженные этим невероятным зрелищем, поспешили в город, чтобы увидеть Того, о чьем рождении возвестили Ангелы. В Евангелии не говорится, как отреагировали жители Вифлеема на эту новость, но можно предположить, что не многие из них поверили пастухам, потому что этот Младенец, рожденный в сарае, никак не был похож на ожидаемого ими Христа-Владыку, о котором предсказывали пророки в Библии.

Другим событием, способствовавшим распространению вести о рождении Христа, стал визит иностранной делегации в Иерусалим. Это были ученые-астрономы ("волхвы"), пришедшие из далекого Востока. Они заявили, что пришли поклониться рожденному Царю, потому что увидели появление Его звезды. Эти ученые видимо знали о предсказании, записанном в Библии, где говорится о восходящей звезде [3] , символизирующей Христа.

Когда существующий Израильский царь Ирод услышал о том, что родился еще какой-то Царь, то он сильно встревожился. Он сразу решил найти и убить соперника. И только чудом Иосиф, Мария и Младенец Иисус были спасены Богом. Им пришлось срочно убежать заграницу, в Египет, и жить там до того времени пока царь Ирод не умер.

Длинное путешествие Марии во время беременности, сарай, кормушка, и затем бегство заграницу — таким было рождение Того, о Ком в Библии говорилось, что Он — Царь , Христос-Владыка , Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира . [4]

Иисус Христос мог бы родиться где-нибудь в дворце, окруженный прислугой, славой, богатством. Это было бы именно то, чего ожидают люди от Царя. Но Он выбрал совершенно другой путь. У Бога совершенно другие ценности. Читать дальше:

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Несмотря на то, что католики отмечают его 25 декабря, а православные 7 января, это один и тот же праздник, но по разным календарным стилям – старому и новому. Следует отметить, что для православных христиан Рождество является вторым по важности праздником после Пасхи, а вот католики почитают его даже выше Пасхи. Это объясняется разным смыслом, который представители этих конфессий вкладывают в понятие «Рождество»: православные более почитают духовное возрождение, то есть воскресение Христа после смерти и вознесение Его на небо, а западные религиозные течения превыше ставят возможность спасения, которая пришла в мир вместе с рождением маленького Иисуса, то есть его физическое рождение.

История праздника интересна, но не слишком ясна. Дело в том, что нигде в Библии не упоминается точная дата рождения младенца Иисуса. Ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Христос родился именно 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Ветхий Завет упоминает только о том, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира.

С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Дата Рождества – 25 декабря принята Церковью с IV века.

В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря. Русская Православная Церковь также празднует Рождество 25 декабря, но 25 декабря по юлианскому календарю Церкви, не принявшей реформу папы Григория XIII, наступает 7 января – по новому, григорианскому стилю.

Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра. Даже наше летоисчисление начинается с Рождества Иисуса Христа. История рождения Иисуса удивительна. Подумайте только, Ему, Сыну Творца мира и вселенной, пришлось родиться в хлеве для животных. Но начнем с начала.

В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Она спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему». И отошел от нее ангел.

Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:

"Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице." (Лк.2:4-7)

Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.

В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.

В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда .

После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях». Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном – и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.

Через восемь дней младенцу дали имя Иисус, что означает «Господь есть Спасение». Впоследствии его также назвали «Христос», что значит «помазанник». Эта «приставка» в древнем Израиле ранее употреблялась только по отношению к царям и верховным священникам, поскольку возведение в высокий сан совершалось через помазание. Дав эпитет «Христос» сыну божьему, пророки подчеркнули, что он есть истинный Царь мира, одновременно несущий людям свет веры.

Узнав о рождении Христа, и, обнаружив, что волхвы не послушались его, разгневанный царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до 2 лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти царя Ирода.

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует и в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. Рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы.

Рождество Христово завершает 40-дневный Рождественский пост (28 ноября — 6 января). Христос не только советовал очищать дух и плоть при помощи постов, но и сам показывал пример воздержания. Вспомнить хотя бы Его 40-дневный пост в пустыне и ответ дьяволу–искусителю: «… Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих». Православная церковь смотрит на пост как на возможность очиститься от мирской скверны: через очищение тела достигается очищение духа, помыслов.

Канун Рождества называют Рождественским Сочельником . В Сочельник, накануне Рождества соблюдается строгий пост. Традиционно едят кутью из пшеницы или риса с медом. Но приступать к трапезе разрешается не раньше, чем на небе появится первая звезда – это символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Иисуса.

В праздник Рождества Христова Православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» , отвечая на них — «Славим Его!» .

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Источники:
Когда же родился Христос
Когда же родился Христос? Отрадно, что теперь уже телеведущие не говорят о «католическом» или «православном» Рождестве, но «сегодня (25 декабря) католики отмечают
http://www.taday.ru/text/86922.html
О рождении Христа и Рождестве (часть I)
О рождении Христа и Рождестве (часть I) Чтобы начать исследование того, о чем говорит Библия о рождении Иисуса Христа, мы обратимся к первой главе Евангелия от Луки. Тут стихи 5-25 рассказывают о
http://www.bibletruths.ru/jbadec96_ru.htm
Рождение Иисуса Христа
Место, где родился Иисус Христос, находилось в городе Вифлеем. Мария родила Младенца Иисуса в сарае. Царь Ирод попытался убить Его.
http://iisushristos.org/zhizn/rozhdenie/
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/30094

COMMENTS