Решетки в районе кремле

Александровский сад — символ возрождения Москвы

Чугунная решетка ворот Александровского сада

Сад имеет три аллеи, идущие вдоль Кремля. Среди его украшений – голубые ели и сирень, акация и жасмин, удивительной красоты цветники и сохранившийся двухсотлетний дуб.

Старые деревья Александровского сада

Как символ возрождения Москвы из пепла у подножия Кремлевского холма под Средней Арсенальной башней Кремля по проекту архитектора О.И.Бове в 1841 г. был сооружен живописный грот «Руины», в котором играл оркестр, а вокруг проходили народные гуляния. Под плоской аркой грота стоят глубоко ушедшие в землю каменные колонны, которые делают всю эту замечательную конструкцию устойчивой и как бы монолитно сливающейся с кирпичной стеной кремля. Над гротом горделиво возвышаются две каменные львиные фигуры, придавая памятнику величественность и гармонию. Ни для кого не секрет, что яркие, запоминающиеся образы рождаются там, где возрождается романтическая обстановка.

Прогулка по осеннему саду

Грот «Руины» в Александровском саду представляет собой мемориал погибшему городу, выложенный обломками зданий, сгоревших в пожаре 1812 года, он притягивает внимание множества людей, которые хотят прикоснуться к живой истории столицы, и именно в таких местах осуществляется неразрывная связь времен и человеческих судеб, объединяя прошлое настоящее и будущее народа.

Пройдя вперед по аллее сада, мы открываем для себя чудесный вид на ажурную «подкову» Кутафьей башни, сыгравшей драматическую роль в цепи событий, развернувшихся у стен Кремля во время наполеоновского нашествия.

Башня была сооружена в 1516 году под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина . Невысокая, окруженная рвом и рекой Неглинной , с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались подъемной частью моста, башня была грозной преградой для войск, осаждавших крепость, о чем сохранились многочисленные свидетельства и в том числе на страницах Романа Л.Н.Толстого.

Кутафья башня Кремля

Москва и Кремль не раз становились свидетелями торжеств и бед народных. Нашествие французов стало настоящим испытанием для древней столицы. После Бородинского сражения русские войска согласно приказу М.И.Кутузова покинули Москву.

Армия Наполеона вошла в город без боя. Однако Кремль сопротивлялся. Это описывает в своем романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой. Вместе с героями романа мы можем проследить за тем, как войска неприятеля входят в город. Движутся по Дорогомиловской дороге, Арбату, Воздвиженке по направлению к Кремлю.

Подходят к Кутафьей башне, находящейся у западной стены Кремля и соединенной с проездной Троицкой башней мостом, под которым некогда протекала речка Неглинка. Кутафья башня издавна предназначалась для обороны Троицкого моста. Французы узнали, что в опустевшей Москве «ворота в крепость» заделаны и, вероятно, их ожидает засада.

И действительно, в Кутафьей башне находилось девять безымянных героев, семеро из которых были убиты французами.

Яркий и драматический момент боя изображен в романе «Война и мир»: «…Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из-за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье он целился в французов.

Feu! – произнес артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались два ружейных и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота». Так погибли защитники Кремля.

Реконструируя в памяти события, происходившие 200 лет назад, отчетливо понимаешь, какую высокую цену мы заплатили за свободу и независимость своей страны, и через какие тяжелые испытания прошла наша столица Москва, любовь и вера в которую есть характернейшая особенность народного исторического миросозерцания: «Москва – сердце России». «Москва – матушка». «Москва не город, а целый мир».

  1. Осетров Е. Моя Москва // Куранты. Историко-краевед ческий альманах. М.: Московский рабочий, 1983. С.10-20.
  2. Стародуб К., Емельянов В., Краусова И. «Я люблю этот город вязевый». М.: Московский рабочий, 1990.
  3. http://www.garde nhistory.ru/page .php?pageid=22

  • Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

    Среди кузнечных работ этого направления особо выделяется так называемая «Золотая решетка» Кремля. Она была создана в 1670 г. и установлена на Верхоспасской площадке Теремного дворца, которая соединяла царские покои с домовой церковью – Верхоспасским собором. На площадку вела лестница, закрывавшаяся наверху этой кованой железной решеткой. Это была яркая, красочная, «царская» решетка, покрытая позолотой, а фантастические звери, птицы, рыбы и скоморошьи головы, заплетенные между витками спиралей, окрашены в разные цвета – синие, фиолетовые, зеленые, ярко-оранжевые. «Золотая решетка» так понравилась москвичам, что собор стали называть «Спас за золотой решеткой».

    Существует легенда, что решетка отлита из медных денег, изъятых казной из обращения после известно Медного бунта. Эту легенду приводит И.Е. Забелин в своей публикации «Домашний быт русских царей». Однако «Золотая решетка» – кованая, железная. Существовал своего рода второй экземпляр «Золотой решетки», выполненный для Смоленского собора Новодевичьего монастыря через 15 лет, в 1685 г. В северной части галереи, идущей вокруг собора, на расстоянии 0,75м от иконостаса стояла железная кованая решетка, выполненная по тому же рисунку, что и кремлевская, с незначительными отклонениями. По архивным данным монастыря, решетка была откована в течение года двумя оружейниками государева Ствольного приказа Никитой Моревым и Алексеем Ефимовым.

    Решетки в районе кремле

    Кузнечное ремесло издавна считалось особым, а кузнецов обожествляли, считали магами и волшебниками — кто не знает Гефеста у греков или славянскую сказку о кузнеце, подковавшем голос? Ремесло это обросло легендами и преданиями, но помимо легенд старые русские кузнецы оставили нам большое наследство: оружие и доспехи, ограды и светильники, различную утварь и ритуальные принадлежности. Все эти вещи мастера стремились сделать не только функциональными, но и красивыми. Некоторые из них имеют интересную историю, а своей тонкостью и изяществом поражают до сих пор.

    Московские мастера XVII века активно обращались к древним народным традициям. Параллельно развивалось и другое направление, использовавшее в ковке образцы западноевропейского искусства. При заказе так и определялось: «по заморскому образцу, тою же мерою». Но настоящие художники — а русские кузнецы и литейщики были художниками высокого класса — не могли слепо копировать, не внося в произведение своего понимания художественной выразительности изделия.

    Среди кузнечных работ этого направления особо выделяется знаменитая Золотая решетка в Кремле. Она была создана в 1670 г., в период правления Алексея Михайловича, отца Петра І. Ее установили на Верхоспасской площадке Теремного дворца, которая соединяла царские покои с домовой церковью — Верхоспасским собором. На площадку вела лестница, закрывавшаяся наверху этой кованой железной решеткой. Кремлевские мастера, использовав при ее создании спаренные спиральные плетения, включили в кружевную вязь и изображения из древнеславянской мифологической традиции, и реальных персонажей, да еще и с немалой долей юмора. Здесь можно увидеть загадочных зверей, птиц, рыб и скоморошьи головы с совершенно невообразимой мимикой. Мало того, среди нескольких десятков персонажей нет ни одной пары одинаковых!

    Дизайн решетки подсказывался окружающим архитектурным декором. Так, в каменной резьбе Теремного и Потешного дворцов присутствует не только растительный орнамент, но и изображения сказочных зверей и птиц. Пышная каменная резьба порталов, наличников, окон, наддверий этих дворцов окрашивалась в разные цвета. Так что Золотая решетка, форма которой навеяна окружающим декором и его цветностью, гармонично в него вписалась.

    В XVII в. решетка являлась наружным оформлением каменного двора и стояла на открытом воздухе. А в XIX в. при строительстве Большого Кремлевского дворца архитектор К.А. Тон включил Верхоспасскую площадку в ансамбль дворца, и Золотая решетка оказалась внутри здания. Площадку перекрыли, на месте решетки соорудили три арочных проема. Саму же решетку же расчленили на три части и установили во вновь выложенных арках.

    Решетка выполнена с большим мастерством, декоративные вставки хорошо прочеканены. Несомненно, за образец были взяты решетки эпохи Ренессанса, в которых широко применялись круглые прутки, завитые в спирали. Аналогичные орнаментальные мотивы в XVII в. использовались кузнецами разных стран Западной Европы. Так, например, в Дании была создана решетка собора Резкильде, имеющая в своей основе те же спаренные спирали с неясно выраженными фигурами, вплетенными в ткань орнамента. То же можно заметить и в решетках Зальцбурга, Праги, Нюрнберга и многих других европейских городов.

    . Новое украшение Кремля так понравилось москвичам, что собор стали называть «Спас за золотой решеткой». А популярность орнамента Золотой решетки была так велика, что его многократно повторяли в самых разных зданиях и сооружениях города вплоть до наших дней. Его можно обнаружить и в московском метро, и гостинице «Ленинградская», и в частных интерьерах. Существовал даже своего рода дубликат Золотой решетки, выполненный для Смоленского собора Новодевичьего монастыря через 15 лет после оригинала, в 1685 г.

    Вокруг решетки возникла легенда — будто бы ее отлили из неполновесных медных монет, которые царские власти вынуждены были изъять из обращения после печально известного Медного бунта. Проводили даже экспертизу, однако Золотая решетка оказалась кованой, железной.

    К сожалению, история не сохранила имен мастеров, но след, который они оставили, и спустя более 300 лет продолжает вдохновлять художников и дизайнеров. Почему одни вещи живут столетиями, а другие не в состоянии даже задержать на себе взгляд? Почему одни трогают душу, а другие отталкивают? Можно строить разные версии по этому поводу, хотя, скорее всего, старые мастера просто любили свое дело и делали его красиво.

    Источники:
    Александровский сад — символ возрождения Москвы
    Александровский сад – одно из замечательных мест столицы. Расположенный в самом центре у стен Кремля, он протянулся от Красной площади до Кремлевской
    http://futureruss.ru/traveltogether/travel-russia/aleksandrovskij-sad.html
    Решетки в районе кремле
    Среди кузнечных работ этого направления особо выделяется так называемая «Золотая решетка» Кремля. Она была создана в 1670 г. и установлена на Верхоспасской площадке Теремного дворца, которая
    http://artforging.ucoz.net/publ/quot_zolotaja_reshetka_quot_moskovskogo_kremlja/1-1-0-2
    Решетки в районе кремле 1
    Кузнечное ремесло издавна считалось особым, а кузнецов обожествляли, считали магами и волшебниками — кто не знает Гефеста у греков или славянскую сказку о кузнеце, подковавшем голос? Ремесло это обросло легендами и преданиями, но помимо легенд старые русские кузнецы оставили нам большое наследство: оружие и доспехи, ограды и светильники, различную утварь и ритуальные принадлежности. Все эти вещи мастера стремились сделать не только функциональными, но и красивыми. Некоторые из них имеют интересную историю, а своей тонкостью и изяществом поражают до сих пор.
    http://www.bez-granic.ru/index.php/travelrus/1401-zolotaya-reshetka.html

  • COMMENTS