Развитие коммуникативных способностей

Психология. Коммуникативные способности — это что такое?

Ни для кого не секрет, что успех человека – это не только жизненное везение и сила его характера. Определяющим фактором во многих делах являются его взаимоотношения с окружающими. А коммуникативные способности – это залог хороших отношений. От того, насколько они развиты, зависит успешность человека как в личной, так и в профессиональной сфере.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Сюда включается как правильная отправка сигналов, так и их правильное принятие.

Эффективные коммуникативные способности – это фундамент успеха практически во всех жизненных областях. Если они гармонично развивались в течение жизни, то станут ключом к налаживанию всех межличностных отношений, как личных, так и деловых.

Коммуникативные способности личности: психология и период развития

Коммуникативные способности начинают развиваться у человека почти сразу же после рождения. Считается, что чем раньше малыш научится разговаривать, тем проще ему будет взаимодействовать с людьми, которые его окружают.

Коммуникативные способности личности формируются строго индивидуально. Факторов, влияющих на их развития достаточно много: это и отношения с родителями и родственниками, позже со сверстниками, с коллегами и руководством. Кроме того, важна и общая социальная роль человека в обществе.

Коммуникативные способности – это… Определение и характеристика

Если в детстве человек не получил должного понимания и поддержки со стороны родных, что не дало ему получить опыт коммуникации, он может стать неуверенным в себе и замкнутым. То есть его коммуникативные навыки будут находиться на низком уровне. Как выйти из этой ситуации? Развить навыки общения. Однако, прежде чем разобраться, как действовать в подобной ситуации, необходимо понять структуру коммуникации.

Коммуникативные способности личности, характеристика которых представлена ниже, включает в себя следующие виды.

  • Регуляционно-коммуникативные: способность помогать человеку в сложной ситуации, а также принимать чужую помощь, когда в затруднительном положении оказались вы сами. Кроме того, этот вид отвечает за умение решать назревающие конфликты адекватными методами.
  • Аффектно-коммуникативные: способность замечать эмоциональные состояния окружающих, а также вовремя и правильно на них реагировать. Кроме того, это вид отвечает за проявление отзывчивости и уважения к собеседнику.
  • Информационно-коммуникативные: способность начинать, поддерживать и завершать беседу. Кроме того, эта способность помогает привлечь внимание собеседника, используя как вербальные, так и невербальные средства общения.

Коммуникативные способности — это (в психологии) одни из важнейших для человека. Именно поэтому их необходимо развивать в течение всей жизни. Но как это сделать? Рассмотрим основные приемы развития коммуникативных навыков.

Коммуникативные способности личности – это умение грамотно налаживать взаимодействие с человеком. Можно ли это сделать, не слушая собеседника? Вряд ли.

Возможно, этот коммуникативный навык — самый недооцененный. Люди, как правило, сосредоточены на себе и эгоистичны. Многие из них привыкли говорить исключительно о себе, причем везде и всегда. Такие люди не слышат и не слушают собеседника: они ждут, когда он закончит говорить, чтобы снова начать говорить самим. Можно ли преодолеть эту дурную привычку?

Лучший способ – это забыть о себе хотя бы на время. Сконцентрируйте свое внимание в разговоре на том, о чем говорят окружающие, а не на своем «Я» или внутреннем диалоге. Поменьше думайте о себе любимом и больше – о собеседнике, с которым вы ведете беседу и которого слушаете.

Кроме того, внимательное слушание собеседника поможет вам определить лучший способ продолжения диалога. Следует задавать вопросы, которые подразумевают расширенные ответы, а не односложные «да» и «нет». Это поможет сделать беседу более интересной и содержательной.

Это правило напрямую относится к умению слушать и слышать собеседника. Если человек выступает в роли рассказчика слишком долго, он лишает себя шанса услышать собеседника. Когда вы фокусируете свое внимание на другом человеке, то автоматически начинаете меньше говорить сами.

Коммуникативные способности – это, в свою очередь, богатство различных интонаций и жестов. Именно это характеризует людей как представителей общества. Коммуникабельный человек – это отличный рассказчик и имитатор, которому присущ вкус к сочной детали, к подробности. Он предпочитает разнообразие в жизни, так как такому человеку легко переходить из одной социальной роли в другую, кроме того, он легко адаптируется к любой ситуации. Такие люди обладают обаянием и умеют нравиться.

Общаясь, используйте не только слова, но и невербальные средства общения

Слова по сравнению с языком тела – это ничтожно малая часть общения.

Психологи утверждают, что через невербальные средства – тон, интонацию, язык тела и мимику – человек передает около 90% всего сообщения. Если вы лучше овладеете этими аспектами, то вам станет легче донести свою мысль до собеседника.

К примеру, вы можете научиться говорить более эмоционально. Чтобы подчеркнуть свой интерес к тому, о чем рассказывает собеседник, можно слегка наклониться в его сторону и смотреть ему в глаза. Если вы позитивны и открыты, это отразится в вашей мимике и жестах.

Обращайте внимание на телодвижения и тон своего голоса, общаясь с окружающими, и корректируйте их, если возникнет такая необходимость.

Даже если точка зрения человека, с которым вы общаетесь, противоположна вашей, это не повод ее не выслушать. Это не обязывает вас согласиться с ним.

Просто внимательно выслушайте, а потом укажите собеседнику на те места, которые вызвали ваше несогласие. При этом не надо говорить ему, что он неправ или некомпетентен. Лучше согласиться с собеседником хотя бы формально, ведь диалог – это поиск точек соприкосновения между разными людьми.

Проявляйте искреннюю заинтересованность в собеседнике

Когда вы проявляете искренний интерес к собеседнику, вы совершенно непроизвольно начинаете слушать его более внимательно, пытаясь понять, что он думает и чувствует. То есть это поможет вам определить, что его по-настоящему интересует.

Когда вы слушаете собеседника, проявляете интерес к его персоне, вы легко сможете обнаружить, что он не настолько отличается от вас или не так скучен, как показался вам при знакомстве.

Кроме того, люди будут чувствовать себя более комфортно, если будут видеть ваши интерес и внимание к ним, что пойдет на пользу беседе.

Древнегреческий философ Эпиктет советовал прислушиваться к критике. Если человек почувствует в ней зерно истины, то стоит подумать, как можно исправиться.

Однако, следует помнить, что в подавляющем большинстве случаев критика является отражением эмоционального состояния и настроения критикующего. Возможно, у него неудачно прошел день. Может быть, заболел домашний питомец или ребенок. Возможно, ваш собеседник сердиться на кого-то или ревнует вас. Из-за того, что люди зачастую сосредоточены на себе и своих переживаниях, очень легко сделать ошибочный вывод.

Помните, что мир не вращается вокруг вашей персоны. Осознайте, что люди думают о вас, о ваших поступках и настроении крайне мало. Это знание может значительно облегчить вашу жизнь. Таким образом, проблема, которая связана с боязнью сделать неверный шаг и сказать что-то не так (и это якобы как-то повлияет на мнение окружающих о вас), превращается в небольшую преграду.

Жителям большого города уже давно привычно сделать вид, что они, идя по улице, перемещаясь в автобусе или на метро, не замечают знакомого человека или не узнают его. Опущенные вниз глаза, как правило, говорят о нежелании человека общаться с кем-либо, и это срабатывает – с вами тоже теряют желание разговаривать.

Подобная взрослая версия игры в прятки заставляет людей испытывать больше стресса и отрицательных эмоций, чем беседа пусть даже с самым нежелательным собеседником.

Когда вы видите знакомого, но усиленно прячетесь, делая вид, что не замечаете его, вы находитесь в состоянии ожидания. В голове роем проносятся вопросы: он узнал меня? Хочет ли он поговорить? А может, у него плохое настроение и он не настроен на беседу? Подойти или не стоит?

Чтобы не подвергаться стрессу и не мучить себя лишний раз, лучше просто подойти и начать диалог, выступить в роли его инициатора. Вы удивитесь, что это достаточно легко. Если же собеседник действительно будет не настроен на беседу, то можно просто попрощаться и отойти.

Коммуникативные способности

Успех человека зависит не только от силы его характера и жизненного везения. Во многих делах определяющим фактором являются наши взаимоотношения с окружающими. В частности это наши коммуникативные способности, и от того, насколько они развиты, зависит успешность человека в трудовой деятельности и других различных областях жизни. Формирование коммуникативных способностей у человека начинается почти с рождения. Чем раньше ребенок научится говорить, тем проще будет его взаимодействие с окружающими. Коммуникативные способности личности у каждого человека формируются индивидуально. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе, а также собственная социальная роль человека в обществе.

Если будучи ребенком человек не получал должной поддержки со стороны близких, и не смог приобрести опыт коммуникации, он может вырасти замкнутым и неуверенным в себе. Это значит, что его коммуникативные способности общения будут находиться на низком уровне. Выходом из этой ситуации является развитие навыков общения и поведения в обществе. Прежде чем разобраться, как развивать в себе эти данные, необходимо знать из чего они состоят. Структура коммуникативных способностей включает в себя следующие виды:

  • информационно-коммуникативная. Способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения;
  • аффективно-коммуникативная. Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику;
  • регуляционно-коммуникативная. Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы.

Если ваши коммуникативные способности и качества личности вызывают у вас тревогу, не стоит огорчаться. Их можно развивать в любом возрасте. Достаточно запомнить наиболее удобные и приемлемые для вас упражнения для развития коммуникативных способностей. Они помогут научиться сглаживать конфликты, развить убедительную речь, приобрести навыки эффективной самопрезентации и повысить доверие. Для достижения большей эффективности, упражняться в умении строить коммуникацию можно выполнять в компании друзей и близких. Чтобы понять, как развивать коммуникативные способности приведем несколько примеров.

Коммуникативные умения и способности можно развивать в себе всю жизнь. Для этого нужно просто задаться целью стать идеальным собеседником и постоянно тренировать свои навыки. Главное не оттачивать свое мастерство на деловых партнерах. Пусть лучше это будут друзья, готовые вам помочь и поддержать в вашем желании быть интересным другим людям.

Теоретические основы изучения вопросов формирования коммуникативных способностей младших школьников в психологии общения

коммуникативный психологический способность

Коммуникативные способности и их развитие как психологическая проблема

В современной науке существует несколько основных подходов к исследованию коммуникативных способностей личности: логический, психологический, семиотический, культурологический, металингвистический

Логическая концепция исходит из того, что язык адекватно отражает социальное бытие. Так, Витгенштейн мышление приравнивает к осмысленному употреблению языка. По мнению лингвистов, в соотношении логики мира с логикой мышления следует три слоя: реальность-мышление-язык. Согласно А.А. Потебне, грамматическое предложение личности вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением.

По мнению Э. Бетвениста, поскольку в языке воспроизводится объективная реальность, то обратная экстраполяция языка на реальную действительность может помочь создать сущность последнего.

Психологическая концепция исходит из того, что за основу следует брать положение: язык неразрывно связан с психологическим процессом субъекта. Данная концепция выявляет, каким образом слова приобретают смысл для личности.

Согласно видному представителю семиотической концепции Ч. Моррису, язык — это система знаков, сопряженных с набором синтаксических, семантических и прагматических правил, на основе которых формируется феномен языка в обществе.

Культурологическая концепция исходит в своих суждениях из феномена культуры. Так, например, по мнению Штайнера, Леви-Стросса, все явления культуры — это язык.

Металингвистический взгляд включает в свое содержание бихевиористские и социальные последствия языка.

Коммуникативные способности исследовали многие психологи. И если толкование этих способностей у большинства из них примерно одинаково, то заметно различаются подходы к классификации коммуникативных способностей.

Так, в психолингвистике рассматривается коммуникативная деятельность, как деятельность общения, и указывается, что для полноценного общения человек должен располагать следующими умениями: правильно и быстро ориентироваться в условиях общения; уметь грамотно спланировать свою речь; выбрать содержание общения; найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь [2, с. 55].

По определению известного психолога Р.С. Немова коммуникативные способности — это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал) человека являются наиважнейшей составляющей личностного адаптационного потенциала. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта, потребностью в общении, принципами построения контакта, групповой идентификацией, а также уровнем конфликтности [2, с. 102]

Проанализировав научную литературу по данному вопросу, можно выделить следующие подходы:

Л. Тайер выделяет два типа коммуникативных способностей:

а) стратегические, выражающие возможности личности понять коммуникативную ситуацию, правильно в ней сориентироваться и в соответствии с этим сформировать определенную стратегию поведения;

б) тактические способности, обеспечивающие непосредственное участие личности в коммуникации [2, с. 113]

Наиболее полно, на наш взгляд, структурирует способности А.А. Леонтьев. Он выделяет две основные группы коммуникативных способностей: первая из них связана с умениями коммуникативного использования личностных особенностей в общении, а вторая — с владением техникой общения и контакта. Эти две группы способностей объединяют целый комплекс качеств личности (и своеобразных умений), обеспечивающих успешное участие в общении, например: способности управлять своим поведением в общении, комплекс перцептивных способностей, связанных с пониманием и учетом в общении личностных особенностей другого человека, с умениями моделировать личность другого; способности устанавливать, поддерживать контакт, изменять его глубину, входить и выходить из него, передавать и перехватывать инициативу в общении; способности оптимально строить свою речь в психологическом отношении [2, с. 201]

Составитель словаря «Педагогическое речеведение» А.А. Князьков, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, дает более ёмкое определение коммуникативных способностей. У нег коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) — понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими [2, с. 88] Из определения следует, что коммуникативные способности обладают сложной, уровневой структурой.

К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки.

На основе анализа различных подходов к определению структуры коммуникативных способностей была выработана структура, объединяющая концепции нескольких авторов. Она делит коммуникативные способности на две составляющие.

Это, во-первых, социально-перцептивные способности, умения, навыки. К ним относится эмпатия, социально-психологическая наблюдательность, социально-психологическая рефлексия, социально-психологическая перцепция, рефлексивно-самооценочные свойства, контактность (способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения).

Во-вторых, это перцептивно-рефлексивные способности личности, выражающие способности отражать и понимать социально-психологические характеристики группы, членом которой является личность, а также способности к пониманию места и роли в группе каждого из участников, в том числе и самого себя.

Выделяют следующие коммуникативные способности:

— умение строить коммуникацию с другими людьми — вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта или результата;

— владение языком как средством коммуникации, понимание сходства и различия языков науки, искусства, математики, иностранных языков;

— ориентирование в пространстве, понимание языка схем, карт, планов; понимание и использование многомерности природного, рукотворного и социального пространства; понимание границы пространств и корректировка в связи с ними своих действий и поведения;

— ориентирование во времени, умение соотнесения фактов и событий прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывание предположения о тенденциях изменений этих событий;

— сохранение и изменение уклада жизни малой группы, класса, школы, города;

— умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.

Современные дети — это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Выпускники школы должны быть готовы к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы, должны обладать определёнными умениями, способностями, а так же качествами.

Подлежат развитию следующие коммуникативные качества, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками: уметь отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии [2, с. 56]

На данный момент существует много методик развития коммуникативных способностей. Одним из способов стимулирования и развития этих способностей является социально-психологический тренинг, который ориентирован на развитие личности, группы посредством оптимизации форм межличностного общения. Он помогает развивать способности у детей различных возрастов. В современной психологии социально-психологический тренинг подробно рассмотрен в работах Г.А. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, А.А. Бодалева, А.И. Донцова, Ю.Н. Емельянова, Л.А. Петровской, С.В. Петрушина, В.Ю. Большакова.

В современной психолого-педагогической науке аспект обучения и воспитания, связанный с формированием коммуникативных способностей ребенка, начал интенсивно развиваться сравнительно недавно (О.М. Казарцева, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов). Дело в том, что в последние десятилетие на педагогические подходы существенное влияние оказало развитие отдельных теорий, школ, направлений в науках, смежных с методикой обучения языку и развития речи, в том числе это теория речевого общения в психологии (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) и теория коммуникации или речевой деятельности в лингвистике и психолингвистике (А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович). Учет данных из указанных областей научного знания позволил сформулировать важнейшие методологические подходы к обучению языку и речи, освоению речевой деятельности и общения: коммуникативный, деятельностный и комплексный подходы.

Сегодня приоритетным направлением образования является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях.

Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть развивать коммуникативные способности у учащихся и на их основе формировать коммуникативную компетенцию.

Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. Можно выделить несколько составляющих: лингвистическая (языковая), социолингвистическая (умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом), социокультурная (умение пользоваться знаниями истории, культуры, традиции и обычаев стран изучаемого языка), дискурсивная (умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения), стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником), и социальная — умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.

В основу развития коммуникативных способностей и формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельную творческую активность каждого ученика. Обучение предполагает на первоначальном этапе совместную образовательную деятельность под руководством учителя, а затем самостоятельную в «зоне ближайшего развития», уделяя большое внимание практической стороне вопроса. Формирование коммуникативной компетенции — процесс длительный и достаточно сложный.

Следовательно, коммуникативные способности — это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

Методы развития и структура коммуникативных способностей у дошкольников

Основы характера и поведения человека закладываются и формируются в своем первичном виде, начиная с самых первых лет жизни. Дети очень восприимчивы и любознательны, и поэтому сильно зависят от внешних обстоятельств, окружающего мира. В том числе, в детстве закладываются такие качества как общительность, умение находить общий язык с другими людьми, тактичность, склонность к эмпатии и другие — так называемые коммуникативные способности.

Коммуникативные способности крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и так или иначе взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того, чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее.

Ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми. Таким образом, на родителях и воспитателях лежит основная ответственность за развитие, в том числе, и коммуникативных способностей у дошкольников и младших школьников.

Кроме того, не стоит забывать, что переход из детского сада в младшую школу сам по себе является достаточно серьезным испытанием для детей: меняется распорядок дня, правила поведения, объем поступающей информации. Развитые коммуникативные навыки серьезно снизят стресс и упростят задачу общения с новым коллективом, сэкономят энергию для занятий.

В это понятие входят следующие навыки и умения:

  • развитая и связная речь, умение вербально выражать свои мысли;
  • умение распознавать невербальные сигналы (жесты, мимика, позы);
  • правильное считывание и интерпретация эмоций;
  • конструктивная реакция на действия и слова других людей, как ровесников и младших по возрасту, так и взрослых;
  • контроль над своим поведением и речью;
  • умение слушать и слышать;
  • способность действовать в коллективе.

Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.

Презентация: «Организация речевой среды как важнейшее условие развития коммуникативных качеств дошкольника»

Первой задачей воспитателя является пробуждение интереса детей к той или иной деятельности, поскольку выполняемые с охотой и удовольствием упражнения наиболее эффективны и дают самые лучшие результаты. К тому же, закрепляется положительный образ того или иного действия, что побуждает детей повторять его снова и снова.

Наиболее приемлема для дошкольников и учеников младших классов игровая подача материала. С одной стороны, она достаточно проста для восприятия, так что ребенок меньше устает и дольше не теряет внимания и интереса, с другой — в процессе вроде бы несерьезных занятий легко и как бы сами собой усваиваются многие сведения и правила поведения.

Так, например, групповое повествование, когда несколько детей по очереди рассказывают о каком-нибудь событии или описывают какой-либо предмет, способствует:

  • развитию речевых навыков;
  • обогащает словарный запас;
  • тренирует связность и четкость изложения своих мыслей.

При этом воспитатель осуществляет только минимально необходимый контроль над процессом, а дети сами составляют описание.

Пониманию общепринятого этикета и усвоению правил поведения в обществе помогают упражнения, связанные с разыгрыванием сценок из жизни. При этом между детьми распределяются роли, которые им необходимо обдумать, задается основная сюжетная канва, а затем воспитатель корректирует поведение участников по мере развития событий. Основной акцент делается на вежливость и благожелательность по отношению друг к другу.

Любые игры соревновательного характера (например, эстафеты) учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми при достижении общей цели. Развивается чувство коллективизма и ответственности не только за себя, но и за других, особенно младших.

Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение.

Ребенку такие сильные эмоции даются нелегко и даже в игре переживаются намного острее, чем у взрослого человека; таким образом, будет полезно закрепить корректные поведенческие шаблоны еще до вступления человека во взрослую и гораздо более ответственную жизнь.

Развитие творческой сферы, фантазии и воображения может быть крайне разносторонним. Сюда можно отнести различные созидательные занятия:

  • рисование;
  • лепку;
  • конструирование поделок из подручных материалов.

Если эти упражнения проводятся в группе, дети в процессе учатся сотрудничать и распределять роли: например, у кого что лучше получается делать. А создание, в частности, открыток к праздникам, которые затем вручаются родителям и другим родственникам, учит ребенка проявлять свои чувства и вниманию к окружающим людям.

Помимо этого, для развития воображения очень полезны сказки. Общепринято их просто читать или пересказывать, но самостоятельное сочинение может стать намного более увлекательным процессом. Хорошим упражнением на тренировку фантазии является создание сказки несколькими участниками по одной фразе, друг за другом.

Презентация: «Развитие у детей коммуникативных способностей через театрализацию»

Этот процесс развивает сразу несколько навыков:

  • терпеливо слушать других и не перебивать;
  • быстро улавливать сюжет;
  • внимательно отслеживать основные его вехи;
  • привносить новое, развивать тему;
  • связно выражать свои мысли.

Хорошо влияет на развитие коммуникативных навыков дошкольника или младшего школьника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ему освоить параллельно несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. Все это служит основой для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.

Следует отметить, что воспитатели дошкольных учреждений не могут целиком и полностью взять на себя развитие коммуникативных способностей ребенка. Если в его семье нарушена коммуникация, то детские навыки общения также будут недостаточно закреплены. Поэтому родителям необходимо наравне с воспитателями тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с коллективом младшей школы. Особенно это касается тех семей, чьи дети посещают дошкольные учреждения нерегулярно или не посещают вовсе.

Ребенок, который провел дошкольный период в узком кругу бабушек и дедушек и лишь время от времени — со сверстниками и другими людьми, становясь младшим школьником, испытывает серьезные затруднения при общении как с одноклассниками, так и с учителями. Большая удача, если он является младшим в семье и может рассчитывать на заботу и внимание со стороны братьев и сестер — причем желательно, чтобы у них не было чересчур большого разрыва в возрасте. Но и в семье возможно развивать навыки общения, если уделять этому достаточно времени и внимания.

По сути, родителям и другим членам семьи необходимо взять на вооружение методы, описанные выше, с той лишь разницей, что они должны будут не только контролировать и направлять игровой процесс, но и становиться его непосредственными, полноценными участниками, заменяя собой детский коллектив.

  • Диагностика мышления младших школьников методики
  • Развитие внимания у дошкольников

  • Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник.

    Источники:
    Психология. Коммуникативные способности — это что такое?
    Ни для кого не секрет, что успех человека – это не только жизненное везение и сила его характера. Определяющим фактором во многих делах являются его взаимоотношения с окружающими. А коммуникативные способности – это залог хороших отношений. От того, насколько они развиты, зависит успешность человека как в личной, так и в профессиональной сфере.
    http://fb.ru/article/275881/psihologiya-kommunikativnyie-sposobnosti—eto-chto-takoe
    Коммуникативные способности
    Коммуникативные способности Успех человека зависит не только от силы его характера и жизненного везения. Во многих делах определяющим фактором являются наши взаимоотношения с окружающими. В
    http://kak-bog.ru/kommunikativnye-sposobnosti
    Теоретические основы изучения вопросов формирования коммуникативных способностей младших школьников в психологии общения
    Теоретические основы изучения вопросов формирования коммуникативных способностей младших школьников в психологии общения коммуникативный психологический способность Коммуникативные
    http://studbooks.net/754441/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_izucheniya_voprosov_formirovaniya_kommunikativnyh_sposobnostey_mladshih_shkolnikov_psihologii
    Методы развития и структура коммуникативных способностей у дошкольников
    Развитие коммуникативных способностей у дошкольников и детей младшего школьного возраста. Влияние коммуникативных способностей на уровень социальной адаптации и успешного взаимодействия с другими людьми. Методы и последствия комплексного развития коммуникативных способностей у детей. Возможность скачать тематическую презентацию.
    http://tonusmozga.ru/sposobnosti/razvitiye-detskikh-sposobnostey/kommunikativnye-sposobnosti-doshkolnikov.html

  • COMMENTS