Разумный эгоизм

РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ

1) что все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе),

2) что разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый личный интерес, т.е. обнаружить ядро тех эгоистических мотиваций, которые соответствуют разумной природе человека и общественному характеру его жизни.

Первым из возможных следствий этой операции становится этико-нормативная программа, которая, сохраняя единую (эгоистическую) основу поведения, предполагает этически обязательным не только учет интересов др. индивидов, но также совершение поступков, сознательно направленных к общей пользе (в т.ч. благодеяния, самопожертвование и т.д.).

В антич. эпоху, в период зарождения Р.э.т. сохраняет периферийный характер для этики. Даже Аристотель, разработавший эту теорию наиболее полно, отводит ей роль всего лишь одной из составляющих проблемы дружбы. Он выдвигает положение, что «добродетельному надлежит быть себялюбом» и объясняет самопожертвование через максимальное удовольствие, связанное с добродетелью. Рецепция в эпоху Возрождения антич. этических представлений (прежде всего эпикурейства с его акцентом на стремление к удовольствию) превратила идею Р.э.т. в полноценную этическую теорию. По утверждению Лоренцо Валлы, личный интерес, направленный на получение удовольствия, требует правильного понимания и может быть реализован лишь при выполнении нормативного требования «научиться радоваться пользе других людей».

В последующий период Р.э.т. получает разработку во фр. Просвещении. По мнению К.А. Гельвеция, рациональный баланс между эгоистической страстью индивида и общественным благом не может сложиться естественно. Лишь бесстрастный этический законодатель, с помощью государственной власти, используя награды и наказания, может добиться создания закона, обеспечивающего пользу «возможно большего числа людей» и «основывающего добродетели на выгоде отдельного индивида». Только ему удается соединить личный и общий интерес так, чтобы среди эгоистических индивидов «только сумасшедшие были бы порочны».

Подробнее рассмотрение Р.э.т. получила в поздних работах Л. Фейербаха. Нравственность, по Фейербаху, опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения других. Основной аналогией (моделью) служат взаимоотношения полов, с поправкой на разную степень непосредственности удовольствия. Фейербах пытается свести, казалось бы, антиэвдемонистические моральные поступки (прежде всего, самопожертвование) к действию Р.э.т. индивида. Раз счастье Я необходимо предполагает удовлетворение Ты, то стремление к счастью, как самый мощный мотив, способно противостоять даже самосохранению.

Р.э.т. Н.Г. Чернышевского опирается на особую антропологическую трактовку эгоистического субъекта, согласно которой истинное выражение полезности, тождественной добру, состоит в «пользе человека вообще». Благодаря этому при столкновении частного, корпоративного и общечеловеческого интересов должен превалировать последний. Однако в силу жесткой зависимости человеческой воли от внешних обстоятельств и невозможности удовлетворения высших потребностей до удовлетворения простейших разумная коррекция эгоизма, по его мнению, эффективна лишь наряду с переделкой социальной структуры общества. В зап. философии 19 в. идеи, родственные первому варианту Р.э.т., высказывались И. Бентамом, Дж.С. Миллем, Г. Спенсером, Г. Сиджвиком. Созвучные положения содержатся в концепциях «этического эгоизма», прескриптивизме Р. Хэара и др.

Вторым следствием общей логики Р.э.т. может быть простая констатация того, что всякое стремление к собственной пользе, если оно не нарушает общезначимых запретов, связанных с насилием и обманом, автоматически способствует пользе других, т.е. является разумным. Эта позиция восходит к свойственной протестантскому хозяйственному этосу идее «объективно безличной» (М. Вебер) любви к ближнему, тождественной скрупулезному исполнению своего профессионального долга. Когда профессиональный долг переосмысляется в категориях личного интереса предпринимателя, то возникает представление о спонтанной гармонизации эгоистических устремлений в рамках рыночной системы производства и распределения. Подобное понимание Р.э.т. свойственно либеральной хозяйственной этике А. Смита (концепция «невидимой руки»), Ф. фон Хайека (концепция «расширенного порядка человеческого сотрудничества») и многим др.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Смотреть что такое «РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ» в других словарях:

РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ — англ. reasonable egoism, theory of; нем. vernunftigen Egoismus, Theorie vom. Концепция, сущность к рой сводится к объяснению природы нравственного поступка индивида сознательным подчинением личной выгоды общему делу, от успеха к рого в конечном… … Энциклопедия социологии

РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ — англ. reasonable egoism, theory of; нем. vernunftigen Egoismus, Theorie vom. Концепция, сущность к рой сводится к объяснению природы нравственного поступка индивида сознательным подчинением личной выгоды общему делу, от успеха к рого в конечном… … Толковый словарь по социологии

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ — Николай Гаврилович [12(24) 7 1828, Саратов, 17(29).10.1889, там же], рус. революц. демократ, просветитель энциклопедист, писатель, лит. критик, «. великий социалист домарксова периода..». (Ленин В. И., ПСС, Т. 41, с. 55). Ч. род … Философская энциклопедия

ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия

Чернышевский, Николай Гаврилович — — сын Гавриила Ивановича Ч., публицист и критик; род. 12 го июля 1828 г. в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Н. Г. был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и… … Большая биографическая энциклопедия

Разумный эгоизм — термин, часто используемый в последние годы для обозначения философско этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо… … Википедия

ЭГОИЗМ — (от. лат. ego я), принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, забота о своём «Я» и его интересах даже ценой блага других. Э. противоположен альтруизму. В переносном смысле говорят о групповом… … Философская энциклопедия

Просвещение — I Просвещение идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. В ряде стран Западной Европы (где П. распространилось в 18 в., а частично, например в … Большая советская энциклопедия

Просвещение (эпоха) — Просвещение, идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. В ряде стран Западной Европы (где П. распространилось в 18 в., а частично, например в Англии,… … Большая советская энциклопедия

ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ — ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ этическое учение, предполагающее, что: а) все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе); б) разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый … Философская энциклопедия

Прямая ссылка:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

Разумный эгоизм

Разумный эгоист — человек, заботящийся в первую очередь о себе, но делающий это осознанно и разумно. Разумный человек готов заботится не только о себе и будет делать это с удовольствием и обязательно — если это ему на пользу.

Если он живет в деревне, он позаботится о скотине на дворе, потому что корова дает ему молоко, а курица несет ему яйца. Если это городская девушка, она будет заботиться о своих подругах, потому что без них ей не статусно и просто скучно.

Многие так называемые порядочные люди — на самом деле просто очень разумные эгоисты, которые предпочитают не ссориться с людьми и законом: так им жить проще и спокойнее. Тем более и совесть в этом случае спокойна, и люди их любят и уважают.

В сравнении с бездумным существованием, когда люди вообще не думают и могут не заботиться даже о себе, разумный эгоизм более привлекательный и вполне достойный вариант. Думать — полезно, заботиться о себе — правильно. При этом разумный эгоизм — не верх развития личности, он имеет свои ограничения. Если вы уже научились жить, как разумный эгоист, заинтересуйтесь позицией Творца: в этом есть большие плюсы!

Творец в синтон-подходе — тот, кто заботится о себе и о других за свой счет. Творец вовсе не обязате.

Эгоизм — (от «я») — отношение, когда человек думает только (или преимущественно) о своих личных инте.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Разумный эгоизм

РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ — термин, введенный Чернышевским для обозначения развиваемых им этических принципов. В основе этики Чернышевского, во многом построенной под влиянием учения французских материалистов XVIII века, а также Ш. Фурье и Л. Фейербаха, лежат установки, смысл которых сводится к утверждению, что эгоизм личности является движущей силой всех ее нравственных поступков. Естественное стремление человека к удовлетворению своих потребностей, стремление к приятному, к удовольствию и одновременно избегание всего неприятного — вот основной постулат его дальнейших рассуждений.

ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ — этическое учение, предполагающее, что: а) все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе); б) разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый личный интерес, т. е. позволяет обнаружить ядро тех эгоистических мотиваций, которые соответствуют разумной природе человека и общественному характеру его жизни. Результатом этого становится этико- нормативная программа, которая, сохраняя единую (эгоистическую) основу поведения, предполагает этически обязательным не только учет интересов других индивидов, но так-же совершение поступков, направленных к общей пользе (напр., благодеяния). Вместе с тем разумный эгоизм может ограничиваться констатацией того, что стремление к собственной пользе способствует пользе других, и тем самым санкционировать узкопрагматическую нравственную позицию. В Античную эпоху, в период зарождения этой модели этического рассуждения, она сохраняет свой периферийный характер. Даже Аристотель, разработавший ее наиболее полно, отводит ей роль всего лишь одной из составляющих дружбы.

РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ — этическая концепция, выдвинутая просветителями 17—18 вв. В ее основе лежит принцип: правильно понятый личный интерес должен совпадать с общественным. В этике Гельвеция, Гольбаха, Дидро, позднее Фейербаха Разумного эгоизма теория выражала интересы восходящей буржуазии в ее борьбе с аскетической феодально-христианской моралью, служила идейной подготовкой буржуазных революций. Эти мыслители исходили из возможности гармонического сочетания общественных и личных интересов при сохранении частной собственности.

ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое «ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ» в других словарях:

Разумный эгоизм — термин, часто используемый в последние годы для обозначения философско этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо… … Википедия

эгоизм — а, м. egoisme m. 1. Философия, утверждающая действительное существование только души. 70 е гг. 18 в. Бирж. 156. Омерзение к Егоисму, по коему все относится только к себе. Собеседник 1783 2 24. Ложная чувствительность относит все только к себе; по … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЭГОИЗМ — (лат. ego я) принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Э. прямо противоположен альтруизму принципу бескорыстной,… … Новейший философский словарь

эгоизм — Алчный, бездушный, беспощадный, бессердечный, бессмысленный, болезненный, возмутительный, волчий, гадкий, глубокий, глубокорасчетливый, голый, грубый, детский, дикий, естественный, жалкий, жестокий, животный, звериный, исключительный, мелкий,… … Словарь эпитетов

Эгоизм — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Эгоизм (социальн.) — Эгоизм (от лат. ego «я») 1) психологический термин: Ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп.… … Википедия

Эгоизм (значения) — Термины «эгоизм» и «эготизм» могут относиться к: Эгоизм поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде. Разумный эгоизм убеждение в том, что прежде всего нужно действовать в своих собственных интересах. Солипсизм (иногда… … Википедия

Разумный эгоизм — термин, введенный Чернышевским для обозначения развиваемых им этических принципов. В основе этики Чернышевского, во многом построенной под влиянием учения фр. материалистов XVIII в., а также Ш. Фурье и Л. Фейербаха, лежат установки, смысл к… … Русская Философия. Энциклопедия

эгоизм — а; м. [франц. egoisme от лат. ego я] Поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей; себялюбие (противоп.: альтруизм). Холодный э. Детский э. Э. родителей. Чрезмерный э.… … Энциклопедический словарь

ЭГОИЗМ — (от лат. ego Я ) себялюбие, жизненный принцип, продиктованный заботой человека лишь о себе самом, ставящего свои интересы выше интересов др. людей и об ва. Понятие, противоположное альтруизму (см.). В социологич. и антропологич. концепциях Э.… … Российская социологическая энциклопедия

  • Объективизм: философия Айн Рэнд, Л. Пейкофф, Н. Подунова, Б. Картер. Предлагаемая книга — первое всестороннее изложение философии Айн Рэнд, предпринятое ее последователем и наследником Леонардом Пейкоффом. Л. Пейкофф — автор книг TheOminous Parallels и… ПодробнееКупить за 458 руб
  • Добродетель эгоизма, Рэнд, Айн. Сборник статей Айн Рэнд — американской писательницы и философа российского происхождения, кумира либертарианцев и дьявола с точки зрения социалистов. Она восхваляет разумный эгоизм и… ПодробнееКупить за 446 руб
  • Объективизм. Философия Айн Рэнд, Леонард Пейкофф. Предлагаемая книга — первое всестороннее изложение философии Айн Рэнд, предпринятое ее последователем и наследником Леонардом Пейкоффом. Л. Пейкофф — автор книг The Ominous Parallels и… ПодробнееКупить за 248.5 руб

Другие книги по запросу «ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ» >>

Прямая ссылка:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

Источники:
РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ
РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ 1) что все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе), 2) что разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1015/%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%A3%D0%9C%D0%9D%D0%9E%D0%93%D0%9E
Разумный эгоизм
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/razumnyy-egoizm
Разумный эгоизм 1
Разумный эгоизм РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ — термин, введенный Чернышевским для обозначения развиваемых им этических принципов. В основе этики Чернышевского, во многом построенной под влиянием учения
http://ponjatija.ru/taxonomy/term/1314
ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ
ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 . Смотреть что такое «ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ» в других словарях: Разумный эгоизм —
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/9450/%D0%AD%D0%93%D0%9E%D0%98%D0%97%D0%9C

COMMENTS