Работа с приемными семьями

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Поиск

Основные направления социально-педагогической работы в образовательных учреждениях определяются, прежде всего, проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике социального педагога, на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, классных руководителей, администрации, родителей, ближайших родственников, а иногда и др. лиц, занимающихся воспитанием по должности или из чувства человеческой солидарности.

Одним из направлений работы является работа с приемной семьей: и с приемными детьми, и с приемными воспитателями. Данное направление включает в себя:

  1. составление социальной карты приемных семей;

Ф.И.О. приемного ребенка

Домашний адрес, телефон

Ф.И.О. приемного воспитателя

  1. заполнение карты социальной реабилитации и развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье ( карта прилагается);
  2. разработка индивидуальной реабилитационной программы приемного ребенка;
  3. изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей, воспитывающихся в приемных семьях:

— наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий;

— беседы с детьми и приемными воспитателями , учителями;

  1. отслеживание динамики развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье;
  2. индивидуально-консультационная помощь приемным воспитателям и приемным детям;
  3. отслеживание адаптированности в приемной семье детей, защита их интересов.

Все это возможно осуществить благодаря сопровождению детей, которые воспитываются в приемных семьях.

  1. здоровье: важное значение придается безопасности быта в доме приемного родителя, а также вне его: на улице, в школе. Выясняется, нуждается ли ребенок в особом питании, уходе. Убедиться, что все данные рекомендации по профилактике и лечению осуществляются. Забота о здоровье ребенка и его безопасности – важная часть в деятельности приемных родителей;
  2. образование: задача при обследовании – выяснить, как развиваются познавательные интересы ребенка, какие успехи он имеет в учебе, в школьной жизни, т.е. все то, что показывает, насколько хорошо ребенку в школе. В данном случае важно понять: есть ли трудности в обучении, в школьной жизни и найти пути их преодоления; самосознание: индивидуальность, оценка ребенком себя, своих способностей, принадлежности к семье, а также культурные, религиозные факторы. В данном случае важно особое внимание уделять выяснению того, кто интересуется жизнью, переживаниями ребенка, в каких формах это проявляется, каким образом хвалят, поощряют действия ребенка;
  3. семья и круг общения : развитие эмпатии, стабильность отношений в семьей, отношения с родственниками, друзьями, реакция семьи на эти отношения; внешний вид и поведение в обществе: соответствие одежды возрасту, полу, культуре, религии личная гигиена, как ребенок ощущает себя и ведет себя в различной обстановке, воспринимаются ли и адекватны ли советы родителей;
  4. эмоциональное и поведенческое развитие: вопросы этого раздела направлены на выяснение отношений ребенка с другими, степени доверия к ним, стилю общения, умению контролировать свое поведение. Особое внимание уделяется беспокойствам и страхам, которые испытывает ребенок, какими способами приемные родители справляются с трудностями эмоционального и поведенческого характера. Известно, что со многими проблемами дети справляются сами, но есть серьезные расстройства ( например, стресс после травмы, любые попытки детей сделать себе больно, причинить вред), когда необходима помощь специалиста;
  5. навыки самообслуживания: приобретение ребенком навыков одеваться, питаться, решать социальные проблемы, навыки самостоятельной жизни;

КАРТА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ,

ВОСПИТЫВАЮЩЕГОСЯ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Сведения о приемных родителях

Место работы, служебный телефон

Сведения о состоянии здоровья на момент определения в семью_______________________________________________________________________

ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА,

ВОСПИТЫВАЮЩЕГОСЯ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

( составляется совместно с учреждениями образования)

Результат социально-педагогической реабилитации на момент выбытия:

Социальный педагог СШ/ДДУ

Социальный педагог ИСО ГСПЦ

Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье

Ф.И.О. ребенка , дата рождения

Ф.И.О. воспитателя __________________________________________________________________________________

Состояние на момент посещения

Состояние на момент посещения

СЕМЬЯ И КРУГ ОБЩЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

Состояние на момент посещения

Состояние на момент посещения

Состояние на момент посещения

Требуется ли проведение внеочередного обследования : да /нет

Дата следующего посещения ___________________________________________

Возраст ___________________________школа, класс____________________________

Развитие познавательных способностей

СТОЛ ЛАМПА ЯБЛОКО КАРАНДАШ ГРОЗА УТКА ОБРУЧ

СВЕЧА ВОЛК ЛИСТОК

  1. Дополнение предложение ___________________________________________________________________________
  2. Исключение слова __________________________________________________________________________

______________________

  • Аналогии _________________________________________________________________

    Отношение к себе – 17, 32,47

    Страхи и опасения – 37, 52

    Отношение к друзьям – 8,23,38

    Отношение к семье – 12,27,57

    Отношение к матери – 29,44,59

    Чувство вины – 15,60

    Пути поддержки и коррекции _________________________________________________________________

    Ф.И.О. специалиста _____________________________________________________

    Подпись __________________________________ дата _________________________

    (младший школьный возраст 6-10 лет)

    Возраст ___________________________школа, класс____________________________

    Развитие познавательных способностей

    СТОЛ ЛАМПА ЯБЛОКО КАРАНДАШ ГРОЗА УТКА ОБРУЧ

    СВЕЧА ВОЛК ЛИСТОК

    Мышление Тест Амтхауэр

    1. Дополнение предложение ____________________________________________________

    ____________________________________________________

  • Исключение слова __________________________________________________________

    ________________________________________________________________

  • Аналогии __________________________________________________________________

    ________________________________________________________

  • Обобщение __________________________________________________________________

    ( по результатам выполненных методик охарактеризовать внимание ребенка)

    ( нужное подчеркнуть) : в контакт не вступает, проявляет речевой негативизм; контакт формальный; в контакт вступает не сразу; с большим трудом; не проявляет заинтересованности в контакте; легко и быстро вступает в контакт; контакт избирательный.

    Пути поддержки и коррекции

    Подпись____________________________ дата _____________________________

    (дошкольный возраст, подготовительный и первый класс)

    Развитие познавательных способностей

    « 10 слов» ( 5-8 слов)

    ДОМ ЛЕС КОТ НОЧЬ

    ОКНО СЕНО МЕД ИГЛА

    1. Знание окружающего мира (обобщающие предметы/понятия)

    Фрукты овощи посуда одежда животные

    Книга пчела ведро замок торт девочка картофель

    1. Разрезные картинки ( пространственный анализ и синтез)

    Чайник (большой) _________________________________

    Чайник (маленький) ________________________________

    Выполнение по образцу

    Внимание (по результатам выполненных методик охарактеризовать)

    Пути поддержки и коррекции ___________________________________________

    Рекомендации

    Уважаемые пользователи и посетители сайта!

    Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.

    Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).

    Работа с приемными семьями

    26-27 октября 2017 года в центре «Семья» в рамках реализации проекта «Комплексная помощь приемным семьям с внедрением новых форм и методов» прошел семинар для специалистов «Методы и технологии реабилитационной работы с детьми, пережившими насилие». Проект реализуется при поддержке Благотворительного фонда помощи детям и социально незащищенным слоям населения «Ключ» и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

    Семинар проводился для специалистов, которые непосредственно сопровождают приемные семьи, работают с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, участвующими в проекте. Ведущий семинара – Марина Семеновна Эрлих, клинический психолог, член совета директоров Региональной общественной организации «Независимый благотворительный центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры» (г. Москва).

    Участники семинара познакомились с современными теоретическими подходами к пониманию природы психической травмы, а также с основными принципами и практическими методами помощи детям, попавшим в ситуации насилия (арт-терапия, игровая терапия, телесная терапия, символдрама, психодрама). Специалисты узнали, как можно определить, что ребенок пережил жестокое обращение и насилие, как это отражается в поведении и внешнем виде, как влияет негативный детский опыт на дальнейшую судьбу ребенка. Слушатели осознали свою позицию как психолога и сами побывали в роли клиентов. Много времени было уделено разбору случаев работы с травмой после пережитого сексуального насилия, вопросам вмешательства в травму и в какое время начинать терапию, чтобы не навредить и не нанести ущерб жизни и развитию ребенка. Рассмотрена тема эмоционального выгорания, поиска внутренних и внешних ресурсов.

    В дальнейшем при реализации проекта специалисты применят новые методы работы на практике в работе с приемными семьями.

    В ноябре для приемных родителей психологи проведут семинар «Дети, пережившие насилие: помощь и поддержка семье». Родители овладеют знаниями о психологических особенностях детей, переживших травму, познакомятся с основными принципами организации помощи ребенку в семье.

    Также с ноября начнутся индивидуальные занятия с приемными детьми по программе «Из страны слез в страну счастья», направленные на изменение смысла травматических переживаний и создание приемлемого образа прошлого.

    Социально-педагогическая деятельность в приемной семье

    Семья – поистине высокое творенье.

    Она заслон надежный и причал.

    Она дает призванье и рожденье,

    Она для нас основа всех начал!

    Ключевые слова: семья, дети сироты, адаптация, становление личности.

    Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.

    Семья – основной институт становления человека. Нравственное, физическое и умственное совершенство общества во многом зависит от совершенства института семьи. В связи с этим встает насущная потребность в разработке правильного семейного воспитания, которое бы формировало гармоничную, высоконравственную, творческую личность.

    Дети – будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в максимально приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой.

    В своей книге “О воспитании” А.С. Макаренко писал: “Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Родители, должны помнить о великой важности этого дела, о большой ответственности за него”. Семейное воспитание играет важную роль в формировании и развитии личности ребенка.

    Первые чувства гражданственности у ребенка формируются в семье. И здесь первоначальную роль играет пример родителей, их отношение к людям, к труду, общественным обязанностям.

    Семья для ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умение жить среди людей – первый социальный опыт.

    С каждым годом в Российской Федерации постоянно увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.

    Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.

    Россия в настоящее время занимает первое место в мире по плотности сиротства. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных.

    Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

    Нестабильность и безработица, неуверенность в завтрашнем дне отразились на увеличении числа лишений родительских прав. Резкое снижение жизненного уровня для многих семей становится причиной асоциального поведения (пьянство, алкоголизм). Больше всего страдает самый незащищенный слой общества – дети. Молодые матери отказываются забирать своих детей из родильных домов, которые впоследствии попадают в дома ребенка, детские дома, а в лучшем случае, в приемную семью.

    В связи с этим встает остро вопрос об изучение проблем, связанных с моделированием процесса социально-педагогического сопровождения адаптации детей в приемной семье, выделением педагогических условий эффективности этого процесса, диагностического уровня адаптации детей в приемной семье. Актуальность проблемы исследования состоит и в том, что дети-сироты представляют определенную специфическую группу, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, важным из которых является приемная семья, адаптироваться в современном обществе и поэтому нуждается в защите.

    Психолого-педагогические условия адаптации детей в приемной семье освещались в работах (Л.И Божович, П.Л. Блонского, Л.С. Выготского, Л.Н. Захаровой, С.И. Иванова, Г.С. Красницкой, B.C. Мухиной, Т.Д. Марцинковской и др.). Они показали, что психо-педагогическое развитие детей-сирот отстает от развития детей, воспитывающихся в семьях.

    Известны случаи, когда у детей, живущих в детдомах с их негативным эмоциональным окружением, а также у тех, кто жил в семье с конфликтной атмосферой наблюдались задержки и в росте.

    Нормальное развитие ребенка возможно лишь в благоприятном семейном климате. Душевная семейная обстановка является лучшим терапевтическим средством для детей-сирот познавших множество трудностей на своем пути.

    Поэтому сегодня приоритетным считается устройство детей-сирот на воспитание в семью. Приемная семья – это, прежде всего профессиональная семья, по поручению государства грамотно воспитывающая детей оставшихся без попечения родителей. Главной целью приемной семьи является создание оптимальных комфортных условий для социальной адаптации и реабилитации детей-сирот в благоприятной обстановке.

    Приемная семья проходит сложные пути развития, на которых возникают трудности в установлении контакта с ребенком определении педагогических стилей воспитания формировании эмоциональной близости. Случается так, что на практике родители-воспитатели сталкиваются с такими проблемами во взаимоотношениях с детьми, к которым абсолютно не были готовы. Проблемы могут быть самыми разнообразными: незнание особенностей психологического развития детей-сирот чрезмерное желание дать ребенку как можно больше; разность жизненных установок родителей и приемных детей; давление со стороны окружающих; трудности в психологической совместимости.

    Попав в приемную семью, в поведении детей наблюдается раздражительность, вспышки гнева, проявление агрессии, преувеличение реагирования на события и взаимоотношения, обидчивость, провоцирование конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

    Родители-воспитатели, работающие с детьми в приемных семьях должны отдавать себе отчет в том, что все это – лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, это – внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияющий на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.

    Решить эти проблемы самостоятельно без квалифицированной помощи психологов педагогов специалистов по социальной работе бывает практически невозможно.

    Все эти специалисты призваны помочь приемным семьям в предупреждении конфликтов и решении сложных ситуаций. В свою очередь родители-воспитатели также должны выступать в роли психологов и педагогов и активно принимать участие в воспитании, обучении и развитии детей.

    Дети, попавшие в приемную семью, имеют различный жизненный опыт, у каждого из них есть свои индивидуальные потребности, однако все они переживают психологические травмы. Привыкание к новым условиям жизни связано с целым рядом трудностей. Процесс адаптации ребенка в новой семье проходит через ряд периодов. На каждом из этих этапов возникают социальные, психологические, эмоциональные и педагогические барьеры.

    Основные периоды адаптации ребенка в приемной семье:

    Взрослые должны всегда помнить, что детям хочется видеть в приемных родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.

    Для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как “сынок” или “доченька”. При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви “замерзшая” от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

    Чужая жизнь, тоска…тоска…

    Испуганные детские глазенки..

    И только наша добрая рука

    Поможет не пропасть ребенку.

    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

    Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

    Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений

    Приведем только один пример:

    — Первое впечатление от разговоров с тобой у меня и у дочери было не очень хорошее, она очень настороженно с тобой держалась, по-моему, побаивалась тебя и не хотела во второй раз ехать в консультацию. Мне ты показалась слишком благополучной и холодной. Но уже во второй раз, когда я увидела, с каким желанием моя дочь играет с тобой, когда я услышала ее непрерывное щебетанье, ее смех, ты мне показалась совсем другой, ты стала для моей дочери как-то вдруг непререкаемым авторитетом, поэтому я поверила тебе. А после собрания я увидела тебя совсем другой: сразу было видно, что ты не только можешь нам помочь, но и очень хочешь этого, было видно, как на тебя смотрят те, с кем ты работала, и хотя ты все время возражала против всех теплых слов в твой адрес, скажу только одно, я тебе верю.

    Примерно с 2 лет у моей дочери проявился очень сильно выраженный негативизм, который сохранился и до сего времени. Самое главное — сделать так, как она сказала, не подчиниться чужому мнению. Не столь важно, о чем именно спор, важно сделать наоборот. Она очень возбудима и двигательно, моторно, и психически. Совершенно незначительные вещи у нее неадекватно вызывают бурную реакцию, истерики. Для нее характерны злоба, агрессивность по отношению ко взрослым дома как норма поведения. Случалось и в саду, хотя нормой пока не стало. Сочувствовать она, видимо, способна плохо, по-моему, она получает злорадное удовольствие, когда другому больно. Интеллектуально и по силе чувств опережает свой возраст. С ровесниками ей чаще всего неинтересно, стремится дружить со старшими детьми».

    В моей дочери мне нравится ее эмоциональность, она все очень чутко, иногда, даже по-взрослому, понимает и чувствует, стали много вместе играть. Многому учусь у нее, особенно в играх. По-моему, она очень симпатичная девчушка, болтушка, очень подвижна, женственна. На занятиях в саду отвлекается, но я заметила, что, когда ей работа интересна, вполне может быть сосредоточенной, надо только найти ей дело по душе. После занятий в консультации стала намного спокойнее, правда, не знаю, кто больше изменился, моя дочь или я сама. Теперь стараюсь не кидаться в панику, если мне что-то не нравится в ее поведении или если в саду ею недовольны, а наоборот, стараюсь ей помочь. Оказывается, очень многое можно сделать шуткой и похвалой».

    Особенности развития личности ребёнка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением/ под ред. В.С. Мухиной. – М., 1989. – с. 134-142.

    Источник: innewfamily.ru по материалу : Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. — М.: Просвещение, 1991.

    Автор: Алла Семеновна Спиваковская (доктор психологических наук, доцент кафедры медицинской психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, специалист в области диагностики и коррекции психического статуса детей. )

    Любое иное использование Материалов сайта запрещено

    Источники:
    Ваш психолог
    Памятка по сопровождению приемных семей
    http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/143-foster-home/1243-pamyatka-po-soprovozhdeniyu-priemnyx-semej
    Работа с приемными семьями 1
    работа с приемными семьями 26-27 октября 2017 года в центре «Семья» в рамках реализации проекта «Комплексная помощь приемным семьям с внедрением новых форм и методов» прошел семинар для
    http://www.xn—-8sbn2axph5d1a.xn--p1ai/deyatelnost-tsentra/meropriyatiya/406-novye-metody-raboty-s-priemnymi-semyami
    Социально-педагогическая деятельность в приемной семье
    Семейное воспитание играет важную роль в формировании и развитии личности ребенка. Первые чувства гражданственности у ребенка формируются в семье. Первоначальную роль играют родители, их отношение к людям, труду, общественным обязанностям.
    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625652/
    Эти-Дети возрастная психология, развитие и воспитание детей
    Дети, лишенные родителей и взятые на воспитание в семью, — новая проблема в научной и практической психологии.
    http://www.eti-deti.ru/naprieme/45.html

  • COMMENTS