Пасха православная

Пасха. История праздника

Почтовая открытка Российской империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки

Пасха ( греч . πάσχα , л ат. Pascha , ивр . פסח ‎ [ Pesa ḥ ] — «прохождение мимо»), также — Воскресение Христово — древнейший христианский праздник ; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа . В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю , что делает Пасху переходящим праздником ( даты для каждого церковного года свои ) .

Песах у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи. После разрушения Храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки. Праздник начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан (в еврейском календаре первый месяц библейского года, приблизительно соответствует марту — апрелю григорианского (современного) календаря и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля.

В период раннего христианства начали совершать первые литургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, и христиане. Литургии совершались как Тайная Вечеря — Пасха страданий, связанная с Крестной смертью и воскресением Христа. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианства.

Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье — днём радости. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи — годовщины смерти Христа.

Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В сочинениях ранних христианских писателей есть сведения о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная»; она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная».

Жены-мироносицы у пустого гроба. Слоновая кость.

Британский музей. 420-430 гг.

В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства , сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия.

Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней», «праздников праздника».

В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Восточная или Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Она построена на четырёх ограничениях:

— совершать Пасху после весеннего равноденствия;

— совершать не в один день с иудеями;

— не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия;

— и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету.

Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово»

(наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170—1180-х гг.), Лувр

В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV ( Метаксакис ) провёл т. н. « Всеправославный конгресс» с участием представителей Элладской , Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Постепенно на новый стиль перешли Константинопольская, Элладская , Румынская церкви. Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон. Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники — по новому стилю.

Евангелие о событиях, происходящих в пасхальные дни

По древнему иудейскому преданию, Мессия — Царь Израилев должен быть явлен на Пасху в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя.

Великий четверг — Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. В наши дни Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечери Христом было установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом. Синоптические Евангелия (Матфея, Марка и Луки) описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветная Пасха — агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной — Христом, Его Телом и Кровью.

Страстная пятница — по традиции, перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной — заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб — пещеру до наступления субботнего покоя.

Великая суббота — первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых.

Воскресение Христово (первый день после субботы) — после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также более чем пяти сотням других людей.

На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов.

На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Эти события легли в основу богослужебного календаря.

Тициан, Лондонская Национальная галерея

Мария Магдалинф первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это («Не прикасайся ко Мне»), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскрешении

Расчет даты Пасхи

Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние — первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии — Александрийская и Григорианская — основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

• Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

• Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

• Установленный день празднования — воскресенье.

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако Православная и Католическая церковь используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) может выпадать на любой из дней в период с 22 марта вплоть до 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX—XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). В Римско-католической и протестантских Церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. В XVI веке Римско-католическая Церковь провела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, несоответствующие реальному положению светил.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями (13 дней в XXI веке). Католическая Пасха в 30 % случаев совпадает с православной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % — на 4 недели, и в 20 % — на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Даты пасхального воскресенья,

Относительно Пасхи отмечаются все переходящие праздники в последовательности евангельских событий:

Вход Господень в Иерусалим — за неделю до Пасхи;

Страстная Седмица — неделя перед праздником Пасхи;

Пасха — Светлое Христово Воскресение ;

Пасхальная неделя (Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме) — явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверование Фомы;

Вознесение Господне — сороковой день после Пасхи;

Пятидесятница — пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы ).

Благовещение Пресвятой Богородицы

Вход Господень в Иерусалим

День Святой Троицы, Пятидесятница

Вознесение и Троица

в народных традициях

Праздник Ивана Купалы у славян

(Маковый Спас, Первый Спас)

Праздник Преображения Господня

Успение Пресвятой Богородицы

Третий Спас (Ореховый Спас, Хлебный Спас) Праздник Нерукотворного образа Христа Спасителя

Рождество Пресвятой Богородицы

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня

Введение во храм

Праздник Нового года (историко-географический экскурс)

Праздник Нового года (праздничные традиции)

Символы праздника Рождества

Собор Пресвятой Богородицы

Двенадцать важнейших после Пасхи праздников Православия

© 2011- 2017 «WonderfulNature»

При использовании материалов ссылка на источник обязательна

Пасха православная

Православная и Католическая Пасхи – какого числа, дата

Мы повествуем вам о Пасхе, истории и традициях проведения этого церковного праздника, какого числа будет в 2017, 2018, 2019 … годах православная и католическая Пасхи и многое другое, обо все о том, что связанно с этим почитаемым во всем мире праздником, ее проведением и празднованием.

Уверенны, что вам хорошо известно, православная, как и католическая Пасха – это христианская церковная дата, которая посвящена такому историческому событию, как – воскресению Иисуса Христа, и знать о Пасхе, ее истории возникновения, праздновании и традициях проведения, нужно бы знать каждому из нас.

Воскресение Христово – самый почитаемый и один из самых древнейший праздников во всем церковном календаре. Название праздника Пасхи (Воскресение Христово), появилось очень давно, а пошло от еврейского слова “песах”. Пасха у еврейского народа была посвящена, прежде всего – избавлению Израиля от египетского рабства.

В современном мире, в глазах многих христиан Воскресение Христово (Пасха) – является главным символом искупления грехов людей, через физическую смерть Иисуса Христа с последующим его воскрешением.

Назвать Пасху праздником, даже самым большим и почитаемым в мире праздником – слишком мало и неправильно. Ведь Пасха важнее любого другого праздника и точно значимее любого события, когда либо, происходившего в мировой истории. В этот день все люди в мире, а значит – почти каждый из нас, получают надежду на спасение, ведь Христос воскрес.

Почему этот день называется Пасхой, потому что это значит – “переход”, а отмечается Пасха, как в Православной, так и в Католической Церкви как главный день года. В церковной Пасхе – вся суть христианства, за всю его историю, весь смысл веры человечества.

Православная Пасха в 2018 году – 8 апреля

Католическая Пасха
Католическая Пасха 2015 год — 5 апреля
Католическая Пасха 2016 год — 27 марта
Католическая Пасха 2017 год — 16 апреля
Католическая Пасха 2018 год — 1 апреля
Католическая Пасха 2019 год — 21 апреля
Католическая Пасха 2020 год — 12 апреля
Католическая Пасха 2021 год — 4 апреля
Католическая Пасха 2022 год — 17 апреля
Католическая Пасха 2023 год — 9 апреля
Католическая Пасха 2024 год — 31 марта
Католическая Пасха 2025 год — 20 апреля

История и традиции празднования Пасхи

В современном западном мире христиане придерживаются григорианского календаря, а значит и Пасху празднуют не так как мы, а именно – после весеннего равноденствия, в первое воскресенье после первого дня полнолуния.

В западном мире праздничное богослужение Пасхи сначала передвинулось на вечер Страстной Субботы, а позже, уже в 14 веке, отмечать стали утром.

Ранним утром этого дня в костелах по всему миру проводят благословение воды и огня. После того, как с помощью кресала зажгут новый огонь, начинается освящение пасхальной свечи и проводится пение гимна, а уже после этого начинают читать 12 пророчеств.

Зажженный кресалом огонь разносится по окрестным домам, с помощью которого все зажигают пасхальные свечи. Воск от зажженной этим огнем свечи считается исцеляющим и чудодейственным. Если верить древним поверьям, он защищает от нечистых сил.

Пасхальная святая вода, также имеет необычные свойства, ее позже добавляют в пищу и ее умывают лицо, как и окропляют люди этой водой свои дома, прежде всего, для защиты от темных сил.

Известно, что одним из самых известных символов Пасхи, являются – крашеные яйца. Этот прекрасный и необычный обычай очень распространен и почитаем. Священниками принято в субботний день, проводить освещение яиц в домах своих прихожан, причем вместе с остальной пищей.

Вечер перед Пасхой называется Страстной субботой, а посвящен этот день ночному служению. Наутро все кушают, в основном яйца, хотя готовят еще сдобный хлеб и мясные блюда.

Воскресенье – утром в Пасхальное воскресенье после проведения ритуала, который посвящен богослужению, молодые люди с песнями и поздравлениями окружают дома, таким образом, воздавая должное празднику. Среди разных развлечений посвященных Пасхе, самой большой популярностью пользуются игры с крашеными яйцами: их разбивают друг о друга, бросают друг в друга и прочие развлечения.

Яйцами принято также и обмениваются с друзьями и близкими. В течение всего пасхального праздника, а именно – всей Пасхальной недели христиане всего мира стараются посетить богослужения. На улицах же городов и сел, проходят различные представления, посвященные теме религии.

Для верующих людей всего мира, как православная, так и католическая церковная Пасха – один из самых великих и почитаемых праздников. Но мы уверенны, что мало кто из вас знает, что своими корнями Пасха глубоко уходит в дохристианский культ богов растительности, которые по верованиям – умирают и затем воскрешают.

Эти боги растительности в Древнем Востоке, были в те далекие времена, в большом почете. По своей сути Пасха, это древнейший праздник человечества, и прежде всего, праздник – пробуждающийся весны, но со временем переосмысленный и переделанный в христианские легенды.

Римско-католическая церковь в 16 веке, провела масштабную реформу календаря. Целью этой реформы являлось – ввести новый метод исчисления Пасхи. Именно по этой причине католическая православная Пасхи и имеют расхождение в датах проведения праздника. Это обусловлено, прежде всего, разницей церковных полнолуний, а еще и различием солнечных календарей.

Католическая Пасха в западном мире проводится раньше (почти в половине случае), православной на неделю, примерно в 30 процентов случаев Пасхи совпадают, в пяти процентах случаев – разница между православной и католической Пасхой составляет 1 месяц и в 20 процентах – составляет 5 недель. Различия в проведении Пасхи в две-три недели не бывает.

В славянской ведической традиции Пасха – крупный и самый важный церковный праздник – день, когда после продолжительной зимы просыпается весь живой мир. Внешнее природное пробуждение является символом внутреннего божественного действа – перерождения Вселенной.

Стоит отметить, что дата празднования Пасхи в те времена совпадал с днем весеннего равноденствия, а имела немного иной, отличный от современного понятия смысл.

В те далекие времена (ветхозаветные) – празднование Пасхи всегда происходило 15 числа месяца нисана по лунному календарю. В дальнейшем от начала Христовой Церкви стали праздновать Пасху в 14 день месяца нисана по лунному календарю (иудейскому).

На востоке в Малой Азии праздновали также в этот день, вспоминая главным образом Распятие Спасителя, в Риме и других католических церквях праздновали Воскрешение Христово в воскресный день после этой даты.

Обязательная для всех Церквей дата определения празднования Воскрешения Христа (дня Пасхи) – была обговорена, а затем и утверждена на первом Вселенском соборе в 325 году нашей эры. Согласно решению собора Пасха должна была праздноваться в первое воскресенье месяца после окончания первого полнолуния, которое будет сразу после дня весеннего равноденствия.

Здесь же было установлено, что впредь Великая Пасха не должна будет праздноваться в один день с иудеями, а также до их празднования Воскрешения Христа, но в современное время, в западных церквях западной условие данной традиции сейчас не учитывается.

Расхождения в определении дат празднования Православной и Католической Пасхи между Западом и Востоком возникла в 16 веке, после введения в летоисчисление григорианского календаря (новый стиль). В тех пор на Западе начали применять новую формулу расчета дня празднования Пасхи, связанную с внедренным григорианским календарем.

На сегодняшний день в восточной церковной традиции применяется юлианский календарь (старое исчисление), именно поэтому дата Православной Пасхи рассчитывается от дня равноденствия по старому юлианскому стилю, в то время как в Католической традиции дата Воскрешения Христа рассчитывается от дня весеннего равноденствия, но уже по новому григорианскому стилю (календарю).

Беря во внимание тот факт, что дата полнолуния, от которой отталкивается исчисление празднование дня Пасхи, каждый год разная, т.е. не является фиксированной и приходится на разные дни, то и между западным и восточным празднованием Воскрешения Христа также не может и не является фиксированным.

публикаций: 2614 обсуждений: 788 скорость: 0.672 запросов: 112

Православная Пасха

Вот как это было:

3674 человека добавили Православная Пасха в личный календарь. Из них 1593 мужчины и 1231 женщина. Остальные свой пол не указали.

А также в календарях

Подпишитесь на рассылку «Праздники и именины сегодня и завтра», и вы всегда будете в курсе, кого из друзей следует поздравлять!

Добавьте это событие в свой личный календарь.

  • Государственные
    • Россия
    • Украина
    • Беларусь
    • Германия
    • Казахстан
    • все государства
    • Январь 140
    • Февраль 173
    • Март 170
    • Апрель 200
    • Май 218
    • Июнь 225
    • Июль 177
    • Август 175
    • Сентябрь 219
    • Октябрь 229
    • Ноябрь 222
    • Декабрь 177

    Установите на Вашем сайте или блоге этот информер «Православные праздники».

    Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки на «Календарь событий»: http://www.calend.ru

    Использование информации сайта в оффлайн-СМИ (радио, телевидение, газеты и т.п.) требует особого согласования. Для согласования отправьте запрос.

    Православная пасха — традиции и обычаи

    Пасху отмечают в память воскресения Иисуса Христа. Это самый светлый церковный праздник. Православная (русская) Пасха не всегда совпадает по времени с католической (немецкой) Пасхой (Ostern). Прочитай наш рассказ о традициях православной Пасхи и скажи, чем похожи и чем отличаются традиции православного и католического праздника. А как празднуют Пасху в твоей семье?

    Пасху празднуют всегда в воскресенье. И название этого дня недели в русском языке напоминает нам о том, что именно в воскресенье воскрес Иисус Христос.

    На Пасху в России красят яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо — это знак жизни. Яйца красят по разному, в зависимости от рисунка их называют крашенки, драпанки, писанки. Яйца-писанки — это настоящие произведения искусства!

    На Пасху пекут вкусные куличи и пасхи. А потом их относят вместе с крашенными яйцами в церковь и угощают ими друг друга.

    На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами «Христос Воскресе!» приветствовали первыми, а старшие отвечали им: «Воистину Воскресе».

    Любимой пасхальной игрой является «чокание» яйцами друг с другом. Надо ударить тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснет.

    Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устанавлиют деревянный или картонный «каток». На ровном месте вокруг него раскладывают крашеные яйца, игрушки и сувениры. Игроки подходят по очереди к «катку» и катят каждый своё яйцо. Тот предмет, которого коснулось яичко и является выигрышем.

    А еще собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Но в России не рассказывают легенду о пасхальном зайце. Ведь все знают, что яйца несёт . правильно . курица!

    Посмотрите внимательно на эти рисунки. Какие предметы подсказывают нам, что эти открытки нужно дарить именно на Пасху?

    Иностранцы задумываются часто, что это за тайный код «ХВ» написан на русских пасхальных открытках? А как ты думаешь, что означает это сокращение?

    Источники:
    Пасха православная
    Пасха, Воскресение, история
    http://www.wonderfulnature.ru/statji/Easter_history.php
    Пасха православная 1
    Православная и Католическая Пасхи — какого числа, дата Мы повествуем вам о Пасхе,
    http://hranive.ru/18194/
    Православная Пасха
    Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Событие Воскресения Христова — самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли —…
    http://www.calend.ru/holidays/0/0/182/
    Православная пасха — традиции и обычаи
    Russische Lesetexte, paralleles lesen , russisch- deutsch russische texte auf russisch und deutsch, Православная пасха — традиции и обычаи
    http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/ueber_alles/lesetexte.php?lesen=paskha

COMMENTS