Лепка бюста

Лепка бюста

Лепка бюста масштаба 1:9

Хотя я скульптор далеко не самый лучший, но всё равно хочу поделиться своим опытом в изготовлении бюстов масштаба 1/9. Делая бюст такого большого размера, можно намного тщательнее, чем на маленьких фигурках, проработать лицо, придать своему персонажу живость, характерные черты и даже портретное сходство! Бюсты из-за своей эффектности всегда привлекают внимание зрителей.

Масштаб 1/9 идеален для бюстов. Во первых, он стандартный, во вторых больший масштаб потребовал бы уже другой подход к глазам, волосам, ресницам — их бы пришлось имитировать кукольными элементами. Меньшие масштабы 1/20 и 1/16 уже для фигур.

Важно выбрать интересный прототип для бюста. Можно посоветовать фотографии. Портреты всегда были популярны у фронтовых фотографов. Фотография должна быть достаточно качественная, чтобы можно было разглядеть отдельные элементы и детали лица. Можно, конечно, и не искать фотографии, а вылепить своего персонажа, опираясь на воображение, но тут большая вероятность получения в итоге «неживой» скульптуры с анатомическими изъянами. Тем более фантазия и наблюдательность у большинства людей не такая развитая, как у профессиональных художников и скульпторов (увы!) и образ в воображении может быть откровенно блеклый и не четкий. Так что я настоятельно рекомендую качественные фотографии, тем более их во время войн последних ста с лишним лет сделано немало, и найти среди них фото интересного солдата или офицера сравнительно просто. В крайнем случае можно использовать фото современного человека и «одеть» его во время лепки в желаемый военный мундир.

Добиваться полного портретного сходства с фотографией всё же не стоит – это довольно сложная задача, требующая отдельной статьи и большого мастерства.

Скажу ещё, как можно упростить себе работу и не выбрать уж слишком сложный прототип. Во первых, как это ни прискорбно, советую для начала выбирать персонажей с минимальным количеством всяческих наград, значков и знаков различий – всё это довольно сложные элементы, требующие другого, более тщательного подхода. Их изготовление, иногда, занимает большую часть времени работы над бюстом, поэтому мы здесь ограничимся рассмотрением наиболее интересной части – лепки головы, одежды. Сложным элементом всегда были фуражки из-за козырька, строгости форм и кокарды. Зимняя одежда, в отличие от летней, тоже заметно облегчает работу. Если у вашего персонажа прикрыты уши танковым или летным шлемом или опущенными клапанами головного убора – это тоже сильно облегчает работу. Спокойное выражение лица так же облегчает работу – все эмоции и гримасы вносят дополнительные трудности.

Отмечу, что выбирая персонаж стоит обратить внимание и на сам типаж вашего героя. Люди с неприятными лицами или с какими-то явными дефектами, а соответственно и скульптура сделанная по их фото, производят несколько гнетущее впечатление.

Нашим героем будет вот этот улыбающийся русский парень, снятый 15 февраля 1945 года на улице Будапешта (фото 1). Фотография достаточно качественная и взята из книги О. М. Баронова «Балатонская оборонительная операция». Задача средней сложности: лицо приятное, улыбающееся, открыты уши, однако одежда и головной убор простые.

Для лепки бюста необходим следующий минимальный набор материалов и инструментов (фото 3). Все они дешевы и доступны, так что лепка бюстов и фигурок довольно демократичное занятие (в отличие от многих видов стендового моделизма), где всё зависит только от вашего мастерства.

— Термоотверждаемая пластика. Посоветую отечественную пластику марок Ладога или Артефакт. Она дешёвая (около 100 рублей стоит упаковка, которой хватит на несколько бюстов), имеет достаточно хорошие характеристики, доступна – продаётся во всех магазинах для художников и даже в некоторых магазинах канцтоваров. Можно брать любой цвет, но желательнее белый – по моему, он чуть лучше по своим свойствам. Пластику можно немного подкрасить густой гуашью. Другие многочисленные марки пластики я советовать не могу, так как не работал с ними и они, особенно, иностранные часто имеют (по отзывам коллег) довольно неожиданные характеристики. Среди них, пожалуй, только Скалпи и Супер Скалпи имеют признанный авторитет.

— Толстая медная, алюминиевая или контровочная проволока для каркаса скелета.

— Различные стеки и мастерки. Я использую (в порядке популярности): вязальные крючки различного размера – от самых маленьких до самых больших, швейные иглы (лучше купить сразу набор), специальные стеки для лепки (продаются в магазинах товаров для художников). Говорят, ещё неплохо иметь некоторые стоматологические инструменты, однако их у меня нет.

— Пачка обычных бритв.

— Пара кисточек, № 1 и 4. Маленькая с длинной щетиной и побольше с короткой. Кисточки лучше всего колонковые, можно не самые дорогие. Так же потребуется стаканчик или рюмка с водой.

— Электрическая духовка с регулятором температуры. Рекомендуемая температура запекания 130 градусов Цельсия. Однако многие духовки имеют довольно грубый регулятор, поэтому температуру стоит определить экспериментально запекая небольшой кусочек размятой пластики.

Для освещения можно использовать обычную настольную лампу, хотя иногда во время отделки полезно посмотреть работу под ярким точечным источником света – все дефекты поверхности будут лучше видны.

Перед лепкой я распечатываю на принтере фигуру человека идеальных пропорций в нужном масштабе. Можно печатать не всю фигуру, а где-то до солнечного сплетения. Так же стоит запастись несколькими книгами по рисованию и анатомии для художников и хорошими фотографиями (можно современными) людей схожих с вашим персонажем, с выражением лица и где хорошо видны элементы головы (особенно это актуально насчет ушей и глаз).

Важно на рабочем столе иметь картонку с куском пластилина на ней. В пластилин удобно втыкать скелет, а ещё не запечённая работа не получит повреждений. Кроме того так удобно фотографировать модель.

Я из толстой медной, алюминиевой или контровочной проволоки делаю «скелет» (фото 3). Далее идет основной этап – лепка головы.

Пластику перед лепкой необходимо тщательно размять. Ещё один, казалось бы, маловажный момент: если температура в помещении несколько понижена (например, зимой), то это существенно затруднит лепку – пластика станет намного твёрже и туже в лепке.

Ещё пара стратегических советов по лепке: во первых, всё должно быть симметрично. Конечно, реальные люди почти всегда в своём строении имеют отклонения от симметрии, но это имитировать не стоит – ошибки в лепке и глазомере и так добавят этой «реалистичности». Симметрию нужно контролировать постоянно и на каждом этапе, это настолько должно войти в правило, что больше не будем повторяться об этом. Ещё одним советом будет совет работать над элементами лица слева и справа одновременно. То есть, не прорабатываем один глаз, а затем второй, а делаем всё одновременно и справа и слева. Например, обозначили глазницу и справа и слева, наметили веки и справа и слева, обозначили глазное яблоко и справа и слева и так далее. Это позволит делать лицо и его элементы зеркально одинаковыми, намного сложнее сделать сначала один элемент, а потом аналогично второй.

В начале формируется основной объём головы в примитивах (фото 4): шар (собственно сама голова) и призма (лицо и челюсти). В зависимости от формы головы примитивы могут быть другие: призма, просто шар, куб, их комбинации. На этом этапе важно правильно выбрать и сделать форму головы и соблюсти размер, пользуясь пропорциями. Форма головы многое определяет в образе персонажа. Важно сделать височные впадины и сужение черепа сзади снизу.

Делаем шею и, грубо и в меньшем объёме, плечи и грудь. На шее важно обозначить мышцы и складки. Поворот головы вносит дополнительную сложность в эти элементы. В фас и в профиль проверяем ширину шеи, не забываем о кадыке, если его видно. На этом же этапе обозначаем резкий стык затылка и шеи и выделяем нижнюю челюсть.

Лицо размечается согласно пропорциям (фото 5) – посередине лица будут глаза, нижний срез носа будет на полпути от глаз до подбородка, а отмерив треть от низа носа до, опять же, подбородка мы получим предполагаемое положение рта. В зависимости от индивидуальных особенностей строения лица конкретного человека эти пропорции могут слегка меняться.

Далее я выдавливаю глазницы, формирую нос (из материала ниже глаз), скулы, вывожу рот и его выражение. На этом этапе формируется тип лица и общие характерные черты, даже на очень грубом черновом наброске (фото 6)можно видеть уже будущее лицо и его выражение.

Продолжаем лепить, все элементы лепятся одновременно (фото 7, фото 8. фото 9). Четче обозначаем нос, рот, форму надбровных дуг. Тут всякие советы будут излишне, здесь (и далее) свободный полет вашего творчества. Стоит лишь отметить, что уголки рта, носогубные складки (эти элементы многое определяют в настроении персонажа) и место стыка ноздрей с лицом требуют более тщательного внимания.

Зубы, точнее углубления между ними, в приоткрытом рте удобно делать тоненькой проволочкой, согнутой петлёй. При необходимости можно чуть-чуть обозначить морщинистость губ и пористость носа.

Глазам стоит уделить особое внимание, они притягивают внимание и формируют настроение нашего персонажа. Тут тоже ничего сложного. В неглубоких глазницах (можно добавить туда ещё пластики) прорезаем поверхность самого глаза, обозначаем веки. Глаз должен быть достаточно сферичным и глубоко утопленным в глазницу, в уголках глаз (особенно тех которые ближе к носу) должны быть значительные углубления. Плоские неглубокие глаза — довольно распространённая ошибка начинающих скульпторов. Нужно не забыть о возможных морщинках вокруг глаз. Вообще морщинки достаточно сложно правильно расположить. Поверхность глазного яблока доводим до блеска мокрой кисточкой.

Теперь настал черед ушей (фото 10), важно чтобы они были одинаковыми, располагались на своем месте (на виде в профиль ровно посередине головы, немного наклонены назад), были необходимого размера и были хорошо детализованы. Чтобы правильно выполнить все многочисленные и сложные элементы уха, нужно его хорошее фото. Уши должны быть в меру оттопырены, проверяем это, смотря спереди и сзади. Прижатые к голове уши (хотя встречаются и люди с такими ушами) смотрятся нелепо. За ушами необходимо сделать правильные углубления нужной формы.

Теперь делаем брови, морщинки на лбу, если надо, и полируем лицо и шею мокрой кисточкой.

Всё! Теперь первый раз запекаем. Я запекаю в духовке, зажав каркас модели в металлических тисках. При запекании может возникнуть нежелательное растрескивание. Чтобы нейтрализовать этот дефект, нужно обжимать голыми руками только что вытащенную из духовки модель. Можно обжечься. Трещинки после можно шпаклевать пластикой.

Ждём, пока модель остынет, и начинаем лепить волосы (фото 11). Чем гуще, длиннее и растрепаннее причёска, тем она сложнее. Сначала большим округлым инструментом обозначаем крупные локоны (фото 12A), после острыми иглами и лопатками обозначаем мелкие локоны и (тут уж только эффект) отдельные волосы (фото 12Б). Инструментом работаем сверху вниз, постепенно продвигаясь наверх (фото 12В). Хотя на данном этапе тщательно обрабатывать причёску излишне, при лепке головного убора она всё равно будет повреждена. Необходимо, во избежание эффекта парика, плавно сопрягать пластику, имитирующую волосы с запечённой поверхностью головы. Мелкие и тонкие волосы в районе висков и на шее можно имитировать царапинами на уже запечённой на предыдущем этапе поверхности. Важно чтобы в волосах не остались комочки пластики.

Формируем объём шапки (фото 13). Тут советовать нечего, кроме совета тщательно изучить покрой головного убора, швы на нём и, желательно, найти точные размеры его элементов, например высоту околышка фуражки.

Изготовление тканевых элементов шапки мы рассмотрим далее, в разделе изготовления одежды.

Мех я делаю следующим образом. Беру кусок толстой проволоки с неровным срезом с заусеницами. Для этой же цели можно использовать ещё сломанную спичку. Этим срезом делаю сравнительно глубокие ямки (фото 14А). Здесь и далее «тыкая» шапку проволоку нужно вращать, дабы избежать однообразных элементов «меха». После берём такой же обрезок проволоки, но с более ровной поверхностью и заусенцами меньшего размера. Этим обрезком, такими же тычкам, но с меньшими усилиями, сглаживаем грубый после предыдущей операции рельеф. На фото 14Б видно, что слева мех обработан только грубым обрезком, а справа он почти уже готов. Мех солдатской шапки, не полковничий каракуль, он более ровный и менее рельефный, поэтому дополнительно его можно сгладить тычками кисти с короткой щетиной и даже пальцем (фото 14В). Следующим этапом восстанавливаем повреждённую причёску. Нужно не забыть, что шапка обжимает волосы.

Звёздочку я решил сделать не уставную эмалевую, а вырезанную из консервной банки. Основным инструментом были маникюрные ножницы, угол кончиков которых подобен лучу пятиконечной звезды.

Наконец следующее, второе запекание.

При изготовлении туловища бюста, покрытого одеждой, важно сделать грудь нужного объёма. Если не контролировать толщину груди, сверяясь с идеальными пропорциями в профиль, то всегда тянет сделать грудь меньшего объёма. Кроме того, не нужно забывать и о добавляемом одеждой объёме и о комплекции конкретного человека.

Лепя грудь, следует помнить и о будущем срезе бюста снизу. Чтобы он выглядел резко и создавал впечатление обрезанной фотографии в объёме, нужно лепить тело и одежду несколько ниже будущего среза.

С одеждой никаких особенных хитростей нет. Нужно помнить, что одежда из толстой ткани (например, шинель) даёт меньше складок, они более плавные. А тонкая ткань даёт буйство мелких и резких складок, соответственно её и сложнее имитировать. Складки должны быть логичными, переходить одна в другую или плавно кончаться, в общем, тут нужна наблюдательность художника.

В начале лепки делаем воротник гимнастёрки (фото 15А) (можно сделать подшивной подворотничок), набираем необходимый объём груди, выделяем плечевые суставы и руки (фото 15Б,В).

Воротники для меня (даже не знаю почему) всегда сложный элемент. Тут я поделюсь технологией изготовления ровных блинчиков из пластики, можно даже очень тонких. Берём стёклышко, слегка смазываем его мокрой кисточкой, кладём размятую пластику и раскатываем её металлическим стержнем. Так пластика просто раскатывается (и, что важнее, легко отделяется от стекла) даже до полупрозрачной плёнки! Лезвием бритвы вырезаем нужную деталь. Так удобно делать ремешки, галуны, погоны и прочие элементы, например наш воротник (фото 16).

Вокруг шеи крадём валики из пластики, а на них наш воротник. Лепим.

Обозначаем край борта шинели на груди, обязательную складку сзади и швы на одежде (фото 17). Швы (важно точно знать их расположение на одежде) делаются просто иглой, по шву из толстой ткани можно дополнительно пройтись более крупным и округлым стеком. Немного разошедшийся шов можно имитировать иглой.

Погоны делаются по вышеупомянутой технологии, стоит лишь обозначить иглой кант. Вся поверхность одежды окончательно отделывается и выравнивается мокрыми кисточками. Можно сымитировать структуру ткани (например, советской «диагонали» кителей) лёгкой штриховкой тупой иглой.

Нижний срез бюста я выполняю мокрой (для лучшего скольжения) бритвой. Работа окончена!

Важен профиль среза (при виде спереди), он вносит дополнительную интонацию в ваш бюст. Прямой горизонтальный срез добавит (из-за объёма плеч) тяжеловесности, основательности, силы. Трапеция даёт более лёгкий и стремительный образ. Можно боковые срезы сделать в виде дуг. Я ради эксперимента сделал несимметричный срез, чтобы подчеркнуть поворот и наклон головы.

Как вариант, можно попробовать следующие решения нижнего среза бюста, применяемые «большими» профессиональными скульпторами: закутать в богатыми складками плащ (о, это несомненный пафос и героика образа!), плавный переход тщательно отделанной поверхности в нарочито грубо слепленную (мужественность!) или бюст вросший в пьедестал или в камень. Можно сделать танкиста, выглядывающего из командирской башенки, или подводника из люка своей лодки, или мальчишку «фаустника» из люка в мостовой Берлина. В общем, масса творческих решений.

Немного можно сказать о мелочах. Простые пуговицы можно нарезать из тянутого литника, а гербовую тщательно вылепить и откопировать из смолы. Так же можно копировать и ордена и эмблемы и знаки различия. Но всё это довольно сложно.

Я фотографирую свои работы на балконе или в комнате при солнечном свете, но можно и при рассеянном свете ламп накаливания. Штатив обязателен, в качестве фона использую лист белой бумаги. Целесообразно при фотографировании скульптуры делать фотографии сразу черно-белыми, цвет не несёт никакой полезной информации. ISO ставим меньше, диафрагму закрываем сильнее, режим макросъёмки обязателен, если нужно, то вводим коррекцию экспозиции. Более реалистичные фотографии получаются про установке зума в среднее положение, а не в максимально широкоугольное, однако тут могут возникнуть проблемы с фокусировкой. Наиболее выгодны ракурсы не прямо в фас, а несколько под углом и немного снизу.

Вот и всё! Творческих успехов Вам. Надеюсь увидеть и ваши работы в этом интересном жанре.

Рекомендуемые интернет-ресурсы: http://modelsculpt.ru/ — сайт скульпторов с галереей прекрасных работ и форумом с доброжелательными и профессиональными участниками, http://www.chen-la.com/ — сайт с массой интересной информации по скульптуре, статьями и хорошим форумом, ну, и конечно, форум Диорамы.ру.

Обсуждение статьи (комментариев: 9)

— Погоны, мне кажется, должны быть немного шире.

— Если на бюсте не предполагается гармонь, то тогда положение воротника несколько неудачно. Воротник у шинели (особенно у старой) достаточно мягкий и не будет на миниатюре сам по себе так топорщится. На фотографии прототипа воротник просто смят ремнём гармони.

— Нужно немного нарастить затылок, а точнее просто немного убрать в районе перехода затылка в шею.

Если так, то тогда понятно, почему человек с приятным улыбающимся лицом (как Вы пишите о нём) превратился в то, что Вы лепить не рекомендуете – «…Люди с неприятными лицами или с какими-то явными дефектами, а соответственно и скульптура сделанная по их фото, производят несколько гнетущее впечатление…».

SKL , ну, «езжу (то есть леплю) как умею», осознаю, что не самая моя лучшая работа. Некоторые вещи знаю как делать, но не всегда получается полностью воплотить задуманное.

Подруга сказала, что он похож на политика во время хождения в народ.

ФОРМАТОР

начинающим художникам декоративного и монументального творчества

Рассмотрим примерный сценарий работы над скульптурным портретом. Поможет нам в этом художник, скульптор Олег Торопыгин.

Статья ориентирована на начинающих скульпторов.

Для начала нам нужен каркас.

Вот перед нами простейший вариант каркаса для лепки головы. Как видите, его не сложно изготовить самостоятельно.

Центральная опора в данном каркасе установлен строго вертикально, это предохраняет крепление этого элемента от разбалтывания и заваливания.

Существуют варианты каркасов, когда брусок устанавливается наклонно. Это оправдано, так как шея человека слегка наклонена вперед. Однако, следует иметь ввиду, что от долгого соприкосновения с влажной глиной, место крепления бруска к основанию может подгнить и разболтаться. Поэтому оно требует отдельного внимания, об этом мы поговорим позже.

Начало лепки. Набираем общую массу головы, работаем со всех сторон, смотрим на пропорции.

Можно вспомнить, что голова человека в целом похожа на яйцо с острым кончиком на подбородке и тупым в районе макушки, поэтому можно отталкиваться от этого, но учитывая общую форму и пропорции головы модели.

Набираем массу параллельно со всех сторон, сравнивая особенно внимательно в начале с четырех основных точек – анфас (вид спереди), два профиля (виды сбоку) и сзади. Для этого через короткие промежутки времени (от 3 до 5 минут) поворачиваем к себе соответствующими сторонами нашу работу и позирующую нам натуру. Для этой цели работу мы ведем на скульптурном станке, а модель сидит в кресле, установленном на вращающемся подиуме (низком и широком скульптурном станке).

Спереди сразу набираем достаточный объем, так чтобы в яремной ямке (в основании шеи спереди) не торчал каркас. Для этого на маске (лицевой части) массу глины проще взять с небольшим запасом.

Если представить себе расположение каркаса внутри нашего портрета, то оно таково, чтобы поверхность шеи сзади в верхней части и спереди в нижней части не подходила слишком близко к каркасу.

Начав работу с четырех сторон (анфас, два профиля и сзади), постепенно добавляем к ним четыре промежуточных “трех-четвертных” (угловых) разворота. таки образом, ведем работу с восьми сторон.

С самого начала работы нужно верно взять самые основные пропорции – соотношение ширины головы к высоте как спереди (анфас),

так и сбоку (вид в профиль)

Если это более-менее удается, сразу нужно взять основные пропорции по высоте, и среди них, в первую очередь, высоту на которой расположен глаз.

Согласно классическим пропорциям, “слезник” (внутренний угол глаза) делит высоту головы пополам. Однако в реальной жизни все может быть не совсем так, поэтому нужно внимательно смотреть на натуру. Важно не допускать неосознанного увеличения лицевой части (маски) с одновременным преуменьшением верхней (макушечной) части головы и затылка. Обычно начинающие имеют склонность слишком высоко располагать надбровные дуги и глаза, что сразу же приводит к невозможности дальше верно взять все остальные пропорции головы. Данная ошибка является самой распространенной при работе над головой, среди начинающих скульпторов и художников вообще.

Таким образом, эта пропорция является очень важной при работе над портретом, ее нужно обеспечить с самого начала и не забывать о ней в процессе работы.

Также, при работе анфас, нужно взять следующие пропорции:

Верно поделить высоту головы между следующими точками: макушка – надбровные дуги – кончик носа – низ подбородка.

Определить расстояние по высоте от макушки до лобных бугров.

Между кончиком носа и краем подбородка определить место, на котором расположен рот, иными словами, поделить расстояние от кончика носа до низа головы на участки: верхняя губа, нижняя губа, подбородок.

Параллельно с этим, мы обращаем внимание на общий характер формы и архитектонику головы анфас. На иллюстрации подчеркнуты основные, бросающиеся в глаза линии или направления, которыми образован общий силуэт головы в данном случае и самые основные направления, по которым поворачивается форма головы.

Также, нужно взять основные линии, которыми образован силуэт головы и основные направления, по которым поворачивается форма при виде сбоку (в профиль).

Постепенно, в процессе работы, мы передаем архитектонику головы более внимательно и подробно.

Форма головы неоднородна, она условно делится на более прямые участки, условно называемые “планами” или “плоскостями” и участки, где форма поворачивается, меняет свое направление. Такие участки мы будем условно называть “поворотами формы” или “переломами формы”.

Условно, систему “планов”(плоскостей) и “поворотов формы” в данном случае можно представить в виде следующей схемы (полосами обозначены “переломы формы”) :

Однако следует учитывать, что “планы” или “плоскости” вовсе не плоские, они выпуклые или слегка вогнутые, а “повороты” или “переломы” формы как правило очень мягкие, плавные.

Исходя из этого, работу над архитектоникой и пластикой (проще говоря – формой) головы, можно условно отобразить более мягко, в виде следующих иллюстраций, на самой начальной и последующей стадиях соответственно:

При лепке в группе неизбежно модель поворачивается к нам (и к нашим коллегам) поровну разными сторонами, а не только теми, где бы нам хотелось поработать в данный момент.

Очевидный положительный эффект здесь в том, что это как раз приучает нас вести работу параллельно со всех сторон, а не заниматься только лицевой частью, как это стремятся делать начинающие.

Часто у начинающих возникает мысль, что вся основная работа в портрете может происходить в районе глаз, носа и губ, а во всей остальной зоне и делать-то особенно нечего. Представление о голове у начинающего на этом этапе можно сформулировать как “голова = лицо + нечто неопределенное”. Вследствие этого, общая форма головы берется весьма приблизительно, аморфно, вяло. Планы и повороты форм могут быть либо вовсе не взяты, либо взяты весьма приблизительно.

На самом же деле, нам с первых шагов следует осознать, что учимся мы лепить именно голову – объект имеющий со всех сторон свою интересную, характерную форму, всякий раз индивидуальную. Верно взятая общая форма головы и является залогом дальнейшей успешной работы.

В качестве аналогии можно сравнить общий объем головы с домиком, а глаза, нос и рот – с балкончиками, козырьками или наличниками. Никто ведь не занимается отделкой деталей, когда общий объем дома не выстроен.

Кроме того если угол, которым к нам повернулась модель нас не совсем устраивает, мы всегда можем его слегка изменить, делая полшага вправо-влево.

И в тот момент, когда модель к вам затылком, общую форму которого, как вам кажется вы взяли, не стоит повторять ошибку многих начинающих – не дождавшись, когда модель повернется к нам лицом, они разворачивают лицом к себе свою работу и находят в ней какие-то недостатки, которые пытаются устранить не глядя на модель. В результате, и форма затылка не уточняется и лицевая часть без сравнения с моделью, на самом деле, не улучшается. Лучше в такой ситуации отойти на противоположную сторону, откуда и модель обращенную к вам лицом и работу вы сможете лишний раз сравнить с расстояния.

В целом также полезно много отходить сравнивая с разных точек и модель, и свою работу и работы ваших коллег.

Постепенно, по мере уточнения пропорций и пластики, голова неизбежно становится более похожей и подробной. В то же время, как видите, мы не занимаемся моделировкой, лепкой деталей, а по прежнему стараемся уточнять пропорции, характер формы, архитектонику.

При взгляде спереди и сзади не забываем о симметрии парных точек: скулы, углы нижней челюсти, выступающие точки в районе рта, крылья носа, углы надбровных дуг, общие объемы глаз, лобные бугры и так далее. На практике это означает, что работая с этих сторон мы смотрим на элементы слева и справа и действуем с двух сторон параллельно. В упрощенном виде, алгоритм звучит как “действие слева – действие справа”. Изолированная работа только над одной из сторон у начинающих часто проводит к асимметрии.

На последующих сеансах детали неизбежно конкретизируются, но мы ими отдельно, как-то специально, не занимаемся, а продолжаем уточнять пластику головы и пропорции.

Как и с самого начала, работаем со всех точек поочередно.

Постепенно, по мере того, как общая пластика и пластика отдельных кусков уточняется, уточняются и детали.

При работе над деталями, всегда вначале уточняем общую форму куска, намечаем основные части, снова смотрим общую форму, уточняем основные части, проверяем общую форму, добавляем подробности и снова смотрим общую форму и так далее.

Уточнение деталей позволяет вернее разобраться с архитектоникой головы.

И в то же время, верно взятые соотношения позволяют добиться сходства и передачи настроения, внутреннего состояния модели.

Когда работа движется к завершению, можно уточнить отдельные детали мелким инструментом. Однако же, специально вылизыванием мелочей и тем более выглаживанием поверхности лучше не увлекаться, т.к. подобные действия легко могут убить всю вашу пластику.

Если созданная работа вас удовлетворяет и вы хотите ее сохранить, вам предстоит формовка и отливка. Эти процессы сами по себе заслуживают отдельных статей, поэтому просто проговорим вкратце, как была переведена в гипс данная работа…

Место, в котором вам предстоит формовать, можно завесить полиэтиленовой пленкой. Такой же пленкой желательно застелить пол и поверхность скульптурного станка, рабочего стола или просто табурета, на котором вы собираетесь формовать. Эти полезные действия существенно уменьшат масштабы последующей уборки.

В данном случае, нам вполне удобно провести формовку “на три куска” – одна часть формы спереди и две сзади-по бокам. Соответственно, швы (стыки между формами) у нас пройдут следующим образом – два спереди-сбоку и один сзади-посредине.

Данный вариант удобен нам еще и потому, что уши на этом портрете прикрыты, а значит, не создадут дополнительных зацепов.

Часто первая, так называемая “черновая” формовка производится “в расколотку”, то есть чтобы освободить готовую отливку, форму требуется разбить, но в данном случае, при делении на три куска, у нас есть все шансы в конце форму просто раскрыть, не прибегая или почти не прибегая к расколачиванию.

Итак, в начале необходимо выставить бортики по границам будущей передней части формы.

В данном случае, мы пользуемся для этого пластинками, нарезанными из тонкой листовой меди.

Гипс разводим в пропорции 1,5-1,75 частей гипса на 1 часть воды по объему. Обычно для этих целей используется гипс высоких марок, из российских лучше всего Г-16, так называемый “скульптурный”. Воду берем холодную. Наливаем ее, например, в пластиковое ведро, и туда же засыпаем гипс. Даем немного пропитаться и тщательно перемешиваем. Даем гипсу подзагустеть до вязкости кефира.

На такой густоте обрызгиваем поверхность лица.

Затем заполняем немного более густым гипсом ограниченную пластинами полость. Толщина в данном случае удобна от 1,5 до 2,5 см посредине и до 5-6 по бокам – там нужен запас прочности от нагрузок при раскрытии формы.

Затем снимаем бортики, на открывшемся крае гипсовой формы вырезаем лунки для лучшей фиксации частей формы друг к другу.

Смазываем край гипсовой формы жидко разведенной глиной и налепляем глиняные “клинышки” – они понадобятся нам для раскрытия формы.

Если на краю формы обнаружились раковины, пузырьки воздуха – их тоже залепляем глиной.

Последние две иллюстрации были взяты от формовки другого портрета, но суть остается той же.

Далее, мы выставляем из пластин один борт посредине затылка сверху до низу и заполняем гипсом вторую треть формы.

Снимаем пластинки, на открывшемся крае гипсовой формы тоже вырезаем лунки, смазываем жидко разведенной глиной край формы и налепляем “клинышки”.

Заполняем гипсом оставшуюся треть.

Через полчаса или позже можно начинать раскрывать форму. Для этого заготавливаем деревянные клинышки и и осторожно начинаем забивать их в места, где на стыках формы торчат “клинышки” из глины.

Забиваем понемногу и все параллельно, затем поливаем колышки водой, они разбухают и начинают открывать форму. Когда образуется щель, аккуратно, без резких движений, разнимаем части формы.

Затем, если в частях формы осталась глина, ее удаляем деревянным стеком и промываем части формы водой и кисточкой.

Далее, чтобы отливка не прилипла к форме, всю поверхность формы изнутри необходимо покрыть разделительным составом.

Один из традиционных вариантов разделительного состава:

Поверхность формы покрывается жидким мылом несколько раз, пока не перестанет впитываться. Затем тонким слоем покрывается растительным маслом либо вазелином.

Части формы соединяются, связываются веревкой, если на стыках есть щели, они закладываются глиной. Либо можно их скрепить просто гипсом, наложив его снаружи на стыки, шириной 5-8 см.

Затем форма переворачивается, устанавливается прочно и заливается гипсом.

Если нужно получить пустотелую отливку, гипс заливается понемногу и форма кладется практически на бок и поворачивается, чтобы гипс постепенно оседал на стенках.

Через полчаса после заливки или позже, можно аккуратно разбирать форму.

Готовую отливку можно при желании подтонировать в любой гамме.

Что с ней делать дальше?

Если произведение для вас является ценным и удачным, его нужно беречь, используя в качестве модели и для дальнейшей продажи, подарков и т.д. использовать снятые с него гипсовые, либо переведенные в другой материал копии.

Лепка бюста

и многое другое о том, как вести ЗОЖ

Выпуск ток-шоу от 31-05-2007, конспект

Материалы публикуются с согласия официального сайта Малахова Г.П. www.genesha.ru

— Есть вещи, о которых не принято говорить вслух в силу их интимного характера. Одна из таких вещей, это женская грудь. Для многих женщин она может стать причиной волнений, тревог . И тем не менее, каждая из нас должна очень хорошо знать как сохранить здоровье груди, её молодость, её красоту.

Сегодня 31 мая, 16 лунные сутки

— Символ этих лунных суток «душа» или «голубь». Сегодняшние лунные сутки оказывают весьма спокойное действие на сознание и тело человека.

Выполняйте простые и спокойные физические упражнения. Они поддерживают нормальную работу всех органов и систем. Если нет возможности выполнять упражнения, занимайтесь ходьбой. А её можно делать, когда вы идете на работу или с неё. Лучше пройти 2-3 остановки пешком, чем проехать.

В питании используйте цельные каши. Хороша каша гречневая, пшенная, из бурого риса. Например гречневая каша способствует кроветворению. Рис очищает. А пшённая хорошо лечит переломы и ушибы.

Сегодня энергетически активны почки и поясничная область. Для поясничной области сегодня хорошо подходят упражнения на растяжение. Не секрет, что позвоночник у человека с возрастом уплотняется. И особенно в области поясницы. Это приводит к защемлению нервных корешков и возникновению крайне неприятных болей. Чтобы их не было, выполняйте следующие упражнения прямо в постели сразу после того, как проснулись.

Лёжа начинайте тянуть носки сначала вперёд, а потом на себя. Во время этого упражнения почувствуйте, как слегка вытягивается ваш позвоночник. Если это упражнение делать регулярно, то боли пройдут полностью.

День гармоничен, поэтому не следует впадать в крайности. Ни голодать, ни переедать. Всё это будет нарушать внутреннюю гармонию нашего организма. Воздержитесь от животной пищи.

Сегодня хорошо общаться с родственниками. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши близкие стали вашими единомышленниками. Тогда вы почувствуете семейную гармонию, которая существенным образом положительно влияет на здоровье. Займитесь выражением себя в творчестве и в искусстве.

Сегодняшний день благоприятен для путешествий и отдыха.

— Оксана Деменева, осталась недовольна своим отражением в зеркале. Что же ей не понравилось? Давайте узнаем, Оксана сегодня в студии.

После 5 лет я замужества развелась. Осталась одна с ребёнком. На фоне стресса теряла в весе по пол килограмма каждый день, и похудела на 18 кг. Потеря в весе ещё более негативно отразилось на груди.

— А сейчас что вас не устраивает?

— И хотела бы ещё похудеть. Я вышла замуж второй раз и меня прекрасная дочь от второго брака. Но этих родов те 18 кг ко мне опять вернулись.

Какие действия вы думаете предпринять?

— Я хочу сделать пластическую операцию.

— Но стоит ли прибегать к таким кардинальным мерам, не попробовав другие методы?

К тому же вы лишаете себя крепкой силы воли. Вы не работаете над собой, а решаете переложить проблему на руки пластического хирурга.

И вот Оксана, вы говорите о похудении. Но не похудеть нужно, а стать стройной.

Я всегда была очень худенькая. Когда родила, кормила сына 10 месяцев. Потом получилось так, что у меня была вторая беременность. Меня не испугало, что я кормлю ребёнка грудью. Я была очень счастлива оттого, что у меня есть этот ребёнок. И поэтому моя грудь после кормления стала лучше.

Сейчас много говорится и пишется, что эмоции играют определяющую роль в жизни каждого человека, его развития. Да вот хотя бы проведите простой эксперимент.

Поставьте перед собой руку с развёрнутой кистью. Прочувствуйте мысленно все пальцы. Как вы заметите, что все пальцы относительно одинаково себя чувствуют.

А вы теперь сконцентрируйтесь на одном пальчике, например на мизинце.

Скажите ему с чувством с уверенностью в сказанном следующее, — «Ты у меня такой красивый, ты стройный, ты украшаешь мою руку, ты помогаешь мне в жизни. Ты самый лучший. Я не знаю, что бы я без тебя делала».

Подумайте, какие были ощущения.

Когда я говорю ему хорошие одобряющие слова, то мои ощущения в нём здоровья, значимости и совершенства.

А теперь сделайте то же самое, но теперь с ненавистью скажите своему пальчику другие слова, — «Какой ты гадкий, ты мерзкий, ты испортил мне всю жизнь. Я не знаю, для чего ты мне дан. Я не хочу тебя ни видеть, ни слушать, ни иметь. Ты мне не нужен».

Опять заметьте ощущения.

Я думаю, что в последнем случае у вас были ощущения подобные тому, которые ассоциируются в этом случае у меня. Мне казалось, что пальчик съёживается, сжимается, боится.

Наши две эмоции. Положительная эмоция – он расправляется, он хочет быть лучше. Да. Но когда негативные эмоции – в этом случае он старается, чтобы его не видели, чтобы его не было.

— Вы считает, что силой мысли, можно вернуть стройность своей груди?

— Не одной лишь силой мысли, но безусловно это очень важно.

— Ну что же, у вас замечательный опыт, и мы благодарны вам, что вы поделились с нами. Тем не мене попросим к нашему разговору эксперта.

Елена Титова, врач-момолог

С медицинской точки зрения к данному вопросу, мы можем, конечно, констатировать факт, что с рождением ребёнка меняется форма груди. Но женщина приобретает столько много положительных эмоций. И я думаю, что не нужно грудь ставить на первое место.

Самое главное, чтобы грудь была здорова. В связи с этим раз в год нужно посещать врача-момолога.

— Какие есть методики улучшения груди без операционного вмешательства? Есть ли таки методики?

— Для этого есть специальные упражнения. Они направлены на развитие мышц грудной клетки. Среди таких упражнений есть такие, которые можно выполнять где бы вы не находились, незаметно для окружающих.

Задержите дыхание. В этом положении сделаете такое усилие, чтобы ваша грудь стала выше. Зафиксируйте это положение на мгновение, далее расслабьтесь.

Выполняя часто это упражнение, вы будете способствовать увеличению высоты груди.

А что нужно делать, чтобы не было растяжек? Чтобы не растягивалась кожа.

— Растяжки, это генетическая предрасположенность.

Во время беременности женщины, мы рекомендуем применять специальные кремы против растяжек. Использовать травы-антиоксиданты, которые улучшают питание клеток, обмен веществ в них. То есть это профилактика.

— Массажи делают. Массажной щеткой. Морской солью. Это всё полезно?

— Актриса театра и кино, Елена Бирюкова, пришла к нам в студию со своими рекомендациями.

Я понимаю, что самое главное, это профилактика. То есть не ждать когда всё придёт туда, куда не надо. А работать до того. Вот когда я забеременела, то я сразу же стала заниматься тем, чтобы сохранить те места, которые будут подвержены растяжкам. Дабы потом легко вернуться к тем нормальным формам.

По поводу Оксаны, то начинать работать над собой надо не с груди, а с общего вида. Да и просто худеть ведь тоже неправильно, так как грудь может обвиснуть и так далее.

В первую очередь важна осанка. Вы должны держать спину и голову. Встаньте к спиной к стеночке и проверьте как это должно быть. Можно класть на голову книжечку и ходить, это тоже очень укрепляет и позвоночник, необходимые мышцы.

Есть упражнения, которые можно делать, сидя перед телевизором.

Уперли перед собой ладонь в ладонь. Создали противодействие. Ладони расположены напротив к друг другу асимметрично. Разверните ладони, и опять создайте напряжение.

Руки перед грудью. Ладони вместе. Руки сопротивляются друг другу. Делаем движение руками, как бы преодолевая сопротивление одной из рук, то в одну сторону, то в другую.

Ориентир на фото. Сводить вместе согнутые на 90 градусов в локтях руки и потом разводить их в стороны. Можно это делать с гантелями или с наполненными водой пластиковыми бутылками. Но можно делать и так.

Мы укрепляем мышцы вокруг груди. И грудь сразу пойдёт вверх.

Хорошие упражнения «ножницы», отжимания от стола или от пола.

— Очень важно решить вопрос с бюстгальтером. Как правильно выбрать? И вообще носить или не носить?

Елена Титова, врач-момолог

— А вот есть бельё с поролоном. Как к нему относиться женщинам?

— Поролон и любые прокладки, которые появляются между бельём и кожей груди, они не дышащие. И поэтому не происходит воздухообмена между кожей груди и воздухом. Ухудшается состояние кожи. И как раз таки появляется обвислость, растяжки и дальнейшие заболевания, типа мастопатии и дальше.

— Может нам вообще без него ходить?

— Без него ходить нельзя в силу того, что грудь должна быть в корсете, то есть поддержана. Ей нужно обязательно помощь.

Когда правильно подобран бюстгальтер, нормализуется кровоснабжение груди, нормализуется лимфоток груди.

— Не должно быть поролона. Не должно быть какой-то жуткой синтетики. Ткань должна быть дышащей. Нельзя без этого ходить дольше, чем 2-3 часа. А на ночь надо снимать.

Что ещё можно про это сказать?

— Спинка бюстгальтера должна быть не менее 4 см. Она должна хорошо поддерживать грудь. Брителички бюстгальтера должны быть достаточно широкие. И обязательно нужно правильно подобрать размер.

Для этого нужно измерить отдельно объём грудной клетки и объём груди на уровне сосков. Например, это будет 90 см и 108 см, соответственно. Далее нужно отнять одно число от другого. В нашем примере мы получили 18 см, и по этой цифре мы определили размер D для бюстгальтера.

Есть такая формула. Если разница 10 см, то это размер AA. И дальше по возрастающей на 2,5 см. Например, 12,5 см – это размер А; 15 см – это размер В; 17,5 – это размер С; 20 см – это размер D.

— Перед сном многие англичанки съедают кусочек курицы или кусочек рыбы и запивают соком одного лимона. И достоверно известно, что у англичанок очень красивая грудь.

Играет ли наше меню роль в том, как сохраняется наш бюст и как он выглядит с годами?

Римма Мойсенко, врач-диетолог

А третье, это наше отношение к жизни, состояние нашей души.

Когда девочка начинает развиваться, в 8-9 лет, здесь очень важно знать, что наступает третий период, когда жировые клетки начинают активно размножаться. Если мы не хотим, чтобы девочка потом была полная, очень важно родителям обратить внимание на питание ребёнка.

Обратите внимание, сколько ребёнок пьёт жидкости. Для каждого человека суточная доза жидкости 1,5 л.

Обратите внимание на состояние кожи, на её тургор. Это эластичные, калогеновые волокна нашей кожи, которые строятся за счёт белка. А это правильный белок животного происхождения – рыба, мясо, птица, яйца. Для того, чтобы сохранять нормальные эластичные свойства кожи, каждый человек должен потреблять свой минимум белка. Например, ели человек весит 60 кг, то это будет 60 грамм чистого белка. Например, в 100 г. правильно приготовленного мяса, содержится 20 г. чистого белка. А одно отварное куриное яйцо содержит 14 г. белка.

Наш организм нормально усваивает белок животного происхождения до пяти часов вечера. И вот, до пяти вечера мы должны успевать съедать необходимое количество белка. Он сохранит молодость нашей кожи, и сохранит наш бюст красивым.

Кроме того натуральные продукты, овощи, фрукты, крупы, орехи содержат большое количество фито-эстрогенов. Это растительные гормоны, которые способствуют сохранению железистой ткани в нормальном состоянии. А ведь железистая ткань, это основа нашего бюста. Поэтому важно кушать натуральные продукты, а не какие-то полуфабрикаты. Полуфабрикаты содержат лишь те пресловутые калории, от которых ваша девочка поправляется, а потом она хочет очень быстро похудеть.

Конечно же важно правильное отношение ко всему: и к питанию, и к спорту, и к жизни, и к себе. Нет ни одной диеты, которая бы нам подошла для того, чтобы мы все похудели, но при этом бы сохранился красивым бюст. Мне говорят: «Доктор, подберите мне такую диету, при которой бюст мы сохраняем и уменьшаем объем талии». Нереально. Для этого существуют разные способы коррекции форм тела. Их нужно подбирать и сочетать. И всё индивидуально.

Сейчас я вам продемонстрирую маленький рецепт, который помогает сделать бюст хорошим.

Рецепт для бюста:

1.Одна ст.л. хмеля. Это лиана, очень красива, которая растёт в садах

2.Заливаем крутым кипятком

3.Настаиваем 15-20 минут.

В хмеле полезны как раз те фито-эстрогены, а которых мы говорили. Прежде чем выпивать это зелье по одной ст.л. три раза в день после еды, вы улыбнитесь. Когда мы улыбаемся, мышцы напрягаются и бюст подтягивается. Когда мы часто улыбаемся, когда мы хорошо относимся к жизни, и пьём много хорошей воды, вот это нам помогает быть красивой, счастливой и иметь красивые формы.

— Наша следующая героиня не опасается длительно загорать. Но ведь Солнце – это спорная вещь.

— Но многие считают что Солнце опасно для женской груди. А я знаю, что вы загораете «топлис».

— Я совершенно не боюсь загорать «топлис». Я считаю, что это какие-то бабушкины рассказы про то, что нельзя загорать. Солнышко, оно же дано нам от природы. Мне кажется всё то, что дано нам от природы вообще не может навредить нам.

— Я загораю с самого утра, где-то с 10 часов и до тех пор, пока есть свободное время. И до 14 часов, и до 16 часов я могу лежать загорать.

— Но лучше всего с 7 до 10 утра. Тогда твоя кожа будет получать загар, но не тепловой удар тела. А как вы, то это всё-таки уже насилие над своим собственным организмом.

Римма Мойсенко, врач-диетолог

Конечно девочка не думает сейчас о той болезни, которая может подстеречь любого человека. И раковые заболевания, например в Австралии, стоят на первом месте. Рак кожи, рак груди. Очень сложные и очень опасные заболевания, которые тяжело лечатся. И здесь я хочу предупредить, что лучше проводить профилактику, лучше не заболеть, чем потом лечить.

Наталья Назарова, врач-гинеколог

Во-вторых, вот этот излишний загар около сосковой области приводит к травматизации, к трещинам, последующему инфицированию молочных желёз.

Именно солнечный загар приводи к так называемому фото-старению кожи. Когда тургор слабый и кожа не выглядит здоровой. Соответственно молочная железа при этом тоже не выглядит здоровой.

Поэтому если так хочется, и нет сил побороть жажду загара, то следует придерживаться временного промежутка до 10-11 часов утра. Как раз в нашей средней полосе, наш загар достаточно опасен. И чем дольше загораем, те меньше полезных солнечных лучей потребляет наша кожа. А вредное воздействие накапливается.

Если это топлис, то область соска лучше всё-таки закрывать.

— Наша следующая героиня вообще отказалась от загара. Давайте у неё узнаем, почему.

В 1999 году я перенесла операция, потом лечение по поводу молочной железы. Потом через 2 года рискнула и родила двух детей.

Где-то с 11-12 часов дня до 17-18 часов вечера, если я в городе, то я обязательно хожу под зонтиком.

Я хочу сказать что я тоже загорала топлис в 18 лет, на балконе. Мне хотелось быть весной хорошо загоревшей. Как-то раз выдержала 40 минут и почувствовала неприятные ощущения. Опасность заключается в том, что проявление болезни начинается не сразу. Моё заболевание проявилось через 10 лет. Поэтому имейте ввиду что может развиться склонность к появлению новообразований.

Моя оздоровительная система включает в себя правильное питание, зарядку и психологический настрой. В моём холодильнике всегда есть продукты насыщенных красных оттенков. Это помидоры, красный перец, красное вино Кагор.

Обязательно свекла, этот уникальный доступный и полезный продукт. Сок свеклы, разведенный водой один к трём, я принимала внутрь. Также делала с ним очистительные клизмы, так как он очень полезен для кишечника, потому что все онкологические клетки как правило находятся в тонком и толстом кишечнике.

Ещё обязательный компонент в моём питании это чага. Только её нужно правильно заваривать и правильно принимать. Чага тоже очищает организм. Чагу нужно заваривать кипяченой водой температуры не более 80 градусов. Одну ст.л. чаги заваривают на 800-граммовую банку воды и настаивают двое суток. Затем процеживаю. Получается напиток интенсивно коричневого цвета. Вот такая чага, она полезна.

Галина Корженкова, врач-онколог

Завтрашний день благоприятен для женщин. Это связано с тем, что завтра приходит в активность женская энергия. Завтрашний день подходит для общения, радости и любых совместных мероприятий. Завтра можно веселиться, но в меру. Важно подпитывать себя положительными эмоциями и впечатлениями, которые поддерживают душевное здоровье. Без подобной подпитки не может быть крепкого здоровья, ведь пища даёт энергию для тела, а положительные впечатления или эмоции энергию для души.

Благоприятен завтрашний день для заключения браков. Браки, заключённые завтра, будут длительными и сопровождаться обоюдной любовью.

— Дорогие женщины, следите за своей грудью, заботьтесь о ней, и тогда здоровье и её красота будут приносить вам только радость.

— Доброго вам здоровьица!

Конспект подготовил Игорь Кирпичников, админ

Лепка головы

При лепке головы перед скульптором стоят те же задачи, что и при лепке других предметов: лепка головы не отличается от лепки фигуры какими-то иными принципами, приемами, средствами, использованием других материалов.

Во всех случаях пластический язык скульптуры должен быть подчинен аналогичным требованиям передачи объемно-пространственной характеристики предмета.

Поэтому, для того чтобы эта характеристика была точной и выразительной, необходимо изучить строение предмета, определить его главные составные части, их взаимосвязь и взаимозависимость, уяснить себе основные формы этих частей и их влияние на форму предмета в целом. Иными словами, нужно проанализировать конструкцию модели и исходя из этого анализа определить структуру объема и характер поверхности предмета, своеобразие его форм.

Таким образом, задачи при лепке головы ставятся те же, что и при лепке любого другого предмета; разница заключается лишь в особенностях предмета, а не в ином к нему отношении. Поэтому остаются в силе три последовательно решаемые задачи:

1) нахождение расположения частей в пространстве (движение),

2) нахождение их относи тельных размеров (пропорции),

3) нахождение формы (лепка в собственном смысле этого слова) как всего предмета в целом, так и его частей.

Задачи эти решаются в изложенной последо вательности, но не изолированно друг от друга. Нельзя решать одну из них, не думая о последующем решении двух других.

Так, когда речь идет о решении первой задачи, то говорится о правильном расположении в пространстве объемов головы, шеи и той части плеч, изображение которой задумано. Естественно, что, оставаясь на этом этапе главной, такая задача не может быть решена без воспроизведения, хотя ‘бы весьма приблизительно и условно, относительных размеров всех трех перечисленных объемов и их форм.

Приступая к решению второй задачи — уточнению размеров этих трех объемов уже заданного расположения, необходимо, учитывая уже найденное расположение, тщательно проверить как отношения линейных размеров (расстояния между отдельными точками на поверхности предмета), так и то, что можно назвать «весовыми отношениями объёмов», то есть те ощущения тяжести и плотности, которые вызываются в сознании изобразительными формами модели. Эти «весовые отношения» не поддаются формальному измерению, но «чувство веса» очень важно в работе скульптора и его необходимо развивать.

Лепку головы необходимо начинать с изготовления каркаса. На (ил.1) показана схема деревянного каркаса простейшей системы. Как видно, для его изготовления нужно два обрезка досок, брусок, две небольшие планки и несколько гвоздей. Перед обкладкой каркаса полезно смочить его водой, чтобы глина лучше пристала к дереву. Приготовление глины для лепки головы ничем не отличается от подготовки к другим работам — глина должна быть размочена, а потом размята. Разминать ее лучше всего ударами железного прута по большому куску глины. При этом необходимо удалять из глины попадающиеся в ней иногда камни, щепки и прочие посторонние предметы.

Работать вначале лучше всего руками, в случае необходимости используя деревянный молоток, колотушку и петли. По мере продвижения работы следует переходить ко все более мелким инструментам, так как такие тонкие детали, как глаз или ухо, не могут быть мало-мальски удовлетворительно вылеплены пальцами скульптора.

Для сохранения скульптуры из глины во влажном состоянии ее нужно опрыскивать водой и покрывать пластиком или клеенкой. Из этих же материалов можно делать и колпаки на деревянных каркасах, чтобы ничто не прикасалось к работе не портило ее поверхности.

Скульптор почти всегда в своей творческой практике работает в заданном размере. Чаще всего это обусловливается необходимостью увязать размер скульптуры с архитектурой, в которой она будет располагаться. Поэтому, начиная работу, полезно задать себе масштаб, то есть отношение произведения к натуре, например: 1,25; 1,5; 2 натуральной величины.

Для сохранения масштаба и проверки его в процессе работы полезно сделать масштабную линейку, на которой деления, равные 1,25; 1,5; 2 сантиметрам в скульптуре, будут соответствовать одному сантиметру в натуре.

Каркас с проложенной на нем глиной ставится на вращающийся станок — лучше всего станок-треножник. Высота станка должна быть такой, чтобы середина работы приходилась на уровне глаз работающего. На этом же уровне нужно поместить и натуру, тем самым можно избежать неудобства рассматривания и сравнения на разных уровнях.

При постановке натуры нужно иметь в виду, что сидящий живой человек всегда держит плечи несколько выше, чем стоящий, поэтому при лепке головы нужно или сажать натуру, или ставить, а не чередовать то и другое в одной и той же работе.

Изучение скульптуры головы лучше начинать с лепки мужской головы, а не женской, так как формы ее определенней. В постановках натуры следует придерживаться правила — от простого к сложному. Рекомендуется сначала лепить голову во фронтальном положении, то есть без поворота или другого какого-либо движения. Постепенно задание нужно усложнить, давая голове поворот, или наклон, или то и другое вместе.

Самое начало прокладки глины лучше осуществлять двумя руками без инструмента, так как чувство симметрии при работе двумя руками приходит на помощь при изображении симметричного объекта, каким является голова.

Приступая к лепке головы, необходимо вести ее на основе той последовательности решения задач, о которой уже было сказано выше, и руководствоваться одновременно основным правилом работы в изобразительном искусстве вообще и в скульптуре в частности: «увидеть, понять и сделать».

Когда мы входим в затемненную комнату, зная, где и какие стоят в ней предметы, мы легче их можем увидеть, нежели в том случае, если этого знания у нас нет. Точно так же и в лепке. Если скульптор знает строение предмета понимает, чем обусловлены выпуклости и вогнутости его поверхности, то ему легче их увидеть, а значит, и вылепить, чем человеку, не имеющему о них понятия.

Для скульптора важно уметь различать общие присущие каждой голове элементы, их построение и индивидуальные, принадлежащие только данному объекту особенности. Разобраться в этом помогает нам пластическая анатомия.

До того как приступить к лепке головы, очень полезно вылепить череп человека, потому что форма головы и лица главным образом обусловливается строением черепа.

Лепка скелета шеи и плеч не так уж обязательна, так как они почти полностью покрыты толстым слоем мышц, определяющих их форму. При лепке черепа необходимо поставить его в вертикальное положение, свойственное нормальной посадке головы у живого человека, а не класть его так, как он обычно лежит на столе (ил. 2).

2. Постановка черепа для лепки: а — неправильное положение; б — правильное

В процессе лепки обращайте главное внимание на части, имеющие основное пластическое значение, как-то: лоб, затылок, темя и виски, кости лица — глазницы, скуловые дуги, нос, челюсти, не придавая значения глубине глазничных впадин, носового отверстия, нехватке зубов и т. д.

Полезно вылепить несколько разных черепов. После этого при взгляде на лицо живого человека делается понятнее его строение, все его пластические особенности, и лепка пойдет более сознательно, а значит, и результат будет лучше.

На приведенных здесь иллюстрациях достаточно наглядно представлен процесс выполнения учебной постановки.

Работа начинается с подготовки каркаса (ил.3) и определения относительных размеров и пропорций на глиняной заготовке (ил. 4); затем следует нахождение основных объемных составляющих головы (ил. 5). Затем уточняют и отрабатывают детали (ил. 6).

3. Лепка головы. Каркас

4. Лепка головы. Определение главных линий и пропорций

5. Лепка головы. Лепка основных объемов

6. Лепка головы. Отработка деталей

Особую задачу составляет лепка волос. По самой своей структуре волосяной покров, состоящий из множества отдельных тонких волосков, не может быть воспроизведен в скульптуре точно таким, каким он является в натуре. Да этого и не нужно. Чтобы передать его пластические свойства, важно уметь увидеть основные массы — локоны, пряди и, поняв их общую форму, постараться воспроизвести. При этом не нужно изображать каждый волосок в отдельности, главное — постараться показать только их общую форму и характер. Следует помнить, что волос растет из кожи перпендикулярно ее поверхности и только на известном расстоянии от нее начинает загибаться в ту или иную сторону. Поэтому особое внимание нужно уделять границе роста волос на лбу, висках и других частях головы. Ввиду того что волосы бывают гладкие, волнистые и курчавые, в каждом случае применяются те или иные приемы их трактовки.

С трудностями пластического выражения мы встречаемся также при лепке глаза, где роговица и зрачок, расположенные на шарообразном глазном яблоке, почти только цветом отличаются от окружающего их белка. В этом случае для того, чтобы показать цвет, а не форму, приходится плоской линией намечать окружность роговицы, а зрачок углублять, делая на его месте более или яснее глубокую ямку.

Большое значение при передаче выражения глаз имеет то, в какой степени они «блестят», поэтому часто в углубление зрачка, сбоку, приходится вставлять небольшой кусочек глины, который должен изображать этот «блик». Когда роговица бывает очень темной (карие глаза), иногда углубляют ее всю, но это еще в большей степени нарушает форму глазного яблока и редко производит хорошее впечатление.

В древности в бронзовые и мраморные головы часто вставляли глаза из другого материала из цветных, иногда даже драгоценных камней. Из портретистов прошлого мастерски передавал взгляд светотенью в своих портретах французский скульптор Ж. А. Гудон (ил. 7).

7. Гудон. Портрет Вольтера. 1778-1779. Бронза

Очень важную роль в передаче выражения лица играет пластическая характеристика рта. По своим размерам, структуре, изменчивости формы рот очень разнообразен. Однако имеются элементы, общие для всех людей; так, верхняя губа состоит из трех частей: средней — выпуклой и двух боковых — продолговатых. Нижняя — из двух как бы разделенных впадиной по оси лица округлых выпуклостей. Изменения формы рта в зависимости от переживаний человека — при смехе, плаче, гневе — многообразны. Наиболее частные из этих изменений — подымание углов рта при смехе и опускание при плаче. Малейшие изменения в лепке рта сильно меняют выражение лица. Поэтому пластическое решение рта для характеристики человека и его душевных переживаний чрезвычайно велико.

Изображение человека во всем богатстве его моральных и физических черт, в разнообразии индивидуальности, в непрестанном развитии и совершенствовании его сознания и есть одна из главных задач искусства.

Итак, занимаясь лепкой головы, мы даже на первоначальной стадии приступаем к решению труднейшей задачи — к созданию образа человека. В этой работе можно различать два важных момента. Во-первых, выполнение этюда с натуры («этюд» в переводе и означает изучение), то есть изучение данного сугубо индивидуального облика человека. Во-вторых, эта работа над портретом, где, опираясь на изучение объекта, дается характеристика его и ставится цель передачи сходства, притом не только внешнего (что тоже обязательно), но и внутреннего, духовного. Человек не бывает всегда одинаков. На его лице, как мы говорим, отражается его состояние, всегда различное, зависящее от мыслей и чувств, его занимающих и волнующих. «В задачу портрета входит психологическая характеристика образа, но передача не случайного состояния, а для данного лица типического.

В истории искусства мы знаем периоды особенно блестящего развития портретного искусства в скульптуре. Прекрасные образцы скульптурного портрета были созданы в Древнем Египте, в Древнем Риме, в эпоху Возрождения в Италии, во Франции и России в XVIII веке (ил. 8).

8. Голова царицы Нефертити. Древний Египет. Начало XIV века до н. э. Песчаник

Свой вклад в развитие этого жанра внесли и советские скульпторы — В. И. Мухина, С. Т. Коненков, Е. В. Вучетич.

В практике работы иногда бывает трудно разграничить, где мы имеем дело с этюдом, а где — с портретом.

Могут быть случаи, когда сделанный непосредственно с натуры этюд, в котором автор ставил себе задачу изучения и фиксации облика данного человека, вдруг перерастает в глубоко психологический портрет или даже в типический образ. Случается и так, что автор, задумает создание портрета, оказывается неспособным подняться выше фиксации случайного состояния человека, отнюдь для него не типического, и в результате получается не портрет, а иногда даже не полноценный этюд.

Здесь будет уместно коснуться одного вопроса, часто вызывающего споры, — вопроса о правомерности с целью обострения характеристики прибегать к сознательному искажению пропорций в портрете; так например, человеку, имеющее длинный нос, делать его еще длиннее, широкое лицо — еще шире, маленькие глаза — еще меньше, то есть идти по пути, ведущему к карикатуре. Это не нужно делать по следующей причине: всякое искажение какой-либо части лица с определенной целью ведет к искажению и других частей уже без цели и уводит изображение от правдивого показа действительности — этого закона подлинно реалистического искусства.

Каждому человеку свойственно в окружающем видеть «свое», то есть то, что ему больше нравится что его больше интересует. В очень большой степени это свойственно и художнику, что легко проверить, сравнивая портреты одного и того же лица, сделанные одновременно разными мастерами. Эти портреты, даже если они имеют сходство с моделью, будут очень отличаться друг от друга, так как каждый художник в портретируемом видел и стремился изобразить это «свое». Делается это авторами часто совершенно бессознательно, а качественная оценка портретов определяется тем, в какой степени это «свое» совпало с пониманием образа зрителем.

Приступая к лепке головы, автор должен очень серьезно продумать как посадить или поставить модель, как повернуть или нагнуть ее голову, куда заставить смотреть.

Следует обратить внимание и на основные свойства характера, присущие данной модели и могущие также быть выраженными особенностями постановки.

Здесь, говоря о постановке натуры, уместно высказать некоторые соображения о том, что мы называем композицией этюда или портрета.

Под композицией мы подразумеваем построение художественного произведения, объединение его отдельных частей в органическое единое целое с целью достижения максимального эффекта воздействия на зрителя в нужном направлении и создания такой его формы, которая своей выразительностью, новизной, жизненной определенностью и красотой содействовала бы наилучшему восприятию содержания произведения зрителем.

В работе над этюдом головы и портретом в скульптуре, кроме уже сказанного о характеристике той или иной натуры, следует учитывать и ряд проверенных приемов, с успехом применявшихся в мировом искусстве. Сочетание головы с шеей, частью груди и плеч в разные эпохи и разными авторами решалось поразному. Наиболее типичны следующие приемы:

— голова с шеей почти без плеч (например, портрет Нефертити, портрет М. Горького работы И. Д. Шадра; ил. 8,9);

9. И. Д. Шадр. Портрет Максима Горького («Буревестник»). 1939. Бронза

— голова с шеей и частично с грудью и плечами не во всю их ширину (портрет Люция Вера, портрет Вольтера работы Ж. А. Гудона (ил. 7), портрет А. А. Замкова, созданный В. И. Мухиной);

— голова с шеей, с полным объемом груди и шириной плеч (портрет Пьетро Меллини работы Бенедетто да Майано; портрет Никколо да Уццано, созданный Донателло);

— голова с шеей, плечами и грудной клеткой с полукруглым или неправильной формы срезом, большей частью задрапированным тканью (многие работы Ф. И. Шубина, Л. Бернини; ил.10);

10. Ф. И. Шубин. Портрет Павла I. 1798. Мрамор

— голова с шеей, плечами и грудью, которые обработаны под так называемую «шубу» (сколы мрамора; ил.11).

11. Н. В. Томский. Волгоградский рабочий. 1957. Мрамор

В современном искусстве, критически осваивающем лучшее прогрессивное наследие мирового искусства, почти все эти приемы используются авторами в зависимости от поставленных в каждом случае задач. Это и композиция, где дается только характеристика самого лица, и портрет, в котором существенным является также движение головы и общая репрезентативность (представительность). Наконец, портрет в мраморе часто решается выявлением его из каменной глыбы, являющейся его основой и как бы включающей в себя продолжение, скрытое от зрителя будто «недоработанным» обломом материала. Этот прием, получивший особенно широкое распространение после О. Родена, сумевшего блестяще продемонстрировать его художественные возможности, имеет то свойство, что грубая «шуба» выгодно оттеняет законченность отделки проработанных скульптором частей.

Выбор того или иного приема во многом определяется той архитектурной или природной средой, где портрет должен быть поставлен. От этих факторов также зависит и выбираемый автором размер портрета, высота и характер пьедестала.

Здесь же уместно упомянуть, что в разные эпохи были «модными» те или иные решения. Так, в Древнем Риме при возникновении моды на парадный портрет многие более скромные решения предшествующей эпохи «доделывались», обогащаясь витыми архитектурными подставками.

В работе как над этюдом, так и над портретом нужно стремиться к предельной завершенности формы — не к кажущейся завершенности как результату заглаживания, а к завершенности, являющейся следствием детального анализа формы и последующего ее обобщения, нахождения частного и подчинения его общему.

Иногда думают, что механически точное воспроизведение какого-нибудь предмета или человека в глине или гипсе уже есть скульптура. Это глубокая ошибка. Скульптурой глиняная работа становится тогда, когда ее форма прошла путь от непосредственного наблюдения в натуре через осознание, то есть осмысление скульптором, к осуществлению. Такая форма всегда будет принципиально отлична от механического повторения или муляжа.

Беседа о лепке головы была бы не полной, если бы здесь мы не коснулись вопроса, о лепке головы в рельефе.

Лепка головы в рельефе по характеру задач ничем не отличается от лепки в рельефе любых других объектов. Это значит, что здесь остается в силе закон постепенного сокращения глубинной меры рельефа, необходимость почувствовать невидимую часть предмета, для чего слегка «оторвать» контур от фона, наконец, представить себе предмет как бы зажатым между двумя параллельными плоскостями — фоном и передней плоскостью, касательной к наиболее выпуклым частям рельефа.

Наилучший результат изображения головы человека в рельефе получается при расположении ее в профиль. Это усвоено давно, и неслучайно почти все медали и монеты несли на себе именно такие профильные изображения.

Всякое иное расположение головы в рельефе — три четверти или фас — приводит к грубым искажениям строения лица и потому выглядит неудовлетворительно.

Принципы лепки, анализ формы в рельефе остаются те же, что и в лепке круглой головы.

В заключение нужно сказать, что в искусстве как, впрочем, и в любой другой области творческой работы, огромное значение имеет постоянный упорный труд. Только через множество этюдных работ, сознательно выполненных, можно прийти к тому знанию человека, его бесконечно разнообразных индивидуальных различий, без которого невозможна работа над портретом.

Не только свободное владение изображением форм человеческого лица, головы, плеч, но умение с их помощью передать внутренний мир человека — вот то, что должен научиться делать скульптор.

Смотрите по теме

Новое

блок Дизайн

блок Акварель

Сайт в социальных сетях

© Изобразительное искусство и дизайн 2018

Источники:
Лепка бюста
Раздел: Технологии; масштаб: 200 mm; автор: Александр Зеленков, Красноярск, Россия
http://www.diorama.ru/workshop/features/138
Лепка бюста 1
ФОРМАТОР начинающим художникам декоративного и монументального творчества Рассмотрим примерный сценарий работы над скульптурным портретом. Поможет нам в этом художник,
http://www.evdart.ru/lepnye-raboty/lepka-skulpturnogo-portreta-s-zhivoy-modeli.html
Лепка бюста 2
— Есть вещи, о которых не принято говорить вслух в силу их интимного характера. Одна из таких вещей, это женская грудь. Для многих женщин она может стать причиной волнений, тревог. И тем не
http://malahov-plus.com/181-lepim-bjust.html
Лепка головы
Скульптура. Лепка головы. Последовательность лепки головы. Гудон. Шадр.
http://oformitelblok.ru/modeling.html

COMMENTS