Кресты с украшением

Крест наперсный. Нательный крестик

В России хорошо известен образ православного батюшки: человек с длинными волосами, внушительной бородой, в черной рясе, похожей на балахон. Еще один важный символ священнического сана – крест, болтающийся на груди или животе. Фактически в представлении народа крест – это то, что делает священника духовным лицом, по крайней мере в социальном смысле. Об этом немаловажном атрибуте религиозного служения и пойдет речь ниже.

Священнический крест в современной практике Русской православной церкви

Первое, что нужно сказать, это то, что наперсный крест священника, так хорошо известный в России, практически не употребляется в церквях греческой традиции на Востоке. Он и в нашей-то стране стал атрибутом священника не так давно – в конце XIX-начале XX веков. До этого иереи крест наперсный не носили. А если и надевали, то только некоторые и по особому поводу.

Сегодня же каждому священнику этот предмет дается сразу при рукоположении в сан, как часть обязательного облачения и знака отличия от других представителей иерархии. На богослужении духовные лица носят его поверх специальных облачений, а в обычное время – поверх своей рясы или подрясника. Существует несколько разновидностей наперсных крестов: серебряный, золотой и с украшениями. Но об этом будет сказано ниже.

Первым предком современного священнического креста является предмет, называемый энколпионом. Он представляет собой ковчег, то есть небольшую коробочку, на лицевой стороне которой в древности изображалась хризма – монограмма имени Иисуса Христа. Немного позже вместо нее на энколпионе стали помещать образ креста. Носился этот предмет на груди и играл роль сосуда, в который можно было спрятать нечто ценное: рукописи книг, частицу мощей, святое причастие и так далее.

Самое раннее свидетельство об энколпионе, которым мы располагаем, относится к IV веку – об этом предмете пишет константинопольский патриарх Иоанн, известный в церковных кругах как святитель Иоанн Златоуст. В Ватикане при раскопках местных христианских захоронений было обнаружено несколько энколпионов, также не младше IV века.

Позже они трансформировались из полых прямоугольных шкатулок в полые кресты, сохраняя при этом свою функцию. Вместе с тем их стали подвергать более тщательной художественной обработке. А вскоре они были приняты в качестве атрибутов епископского сана и византийских императоров. Этот же обычай переняли позже русские цари и епископы, пережившие Римскую империю. Что касается государя, то отменил эту традицию только император Петр Великий. В церкви же кресты-энколпионы носили некоторые монахи, а порой даже миряне. Часто этот предмет становился атрибутом паломников.

В XVIII веке энколпионы практически повсеместно выходят из употребления. Вместо них стали использовать металлические кресты без полостей внутри. При этом право ношения наперсного креста впервые было присвоено епископам. Начиная с сороковых годов того же века этим правом в России наделяются монашествующие священники в чине архимандрита, но только в том случае, если они являются членами Священного Синода.

Но уже год спустя, а именно в 1742-м, возможность носить крест наперсный получают все архимандриты вообще. Произошло это по примеру Киевской митрополии, в которой такая практика распространилась стихийно еще до формального ее утверждения.

Установление права ношения крестов белыми священниками

Белое, то есть женатое духовенство получило право носить крест наперсный в конце XVIII века. Конечно, разрешили это не всем сразу. Сначала император Павел ввел данный атрибут в качестве одной из церковных наград для священников. Его можно было получить за какие-либо заслуги. Например, особый образец креста был дарован многим священникам в 1814 году в честь победы двумя годами ранее над французским войском. С 1820-го кресты стали также даваться тем священнослужителям, которые проходили свое служение за границей или при императорском дворе. Однако права ношения этого предмета могли и лишить, если духовное лицо прослужило на своем месте менее семи лет. В остальных случаях крест наперсный оставался у иерея навсегда.

Кресты как отличительный знак учености русского духовенства

В XIX — начале XX веков возникла интересная практика выдавать священникам кресты в соответствии с ученой степенью, которую они имели. Крест наперсный при этом полагался докторам наук. А кандидаты и магистры довольствовались этими предметами, прикрепляя их к петлице на воротнике рясы.

Постепенно ношение наперсных крестов стало нормой для всех священников в Русской церкви. Последнюю черту под этим процессом провел император Николай Второй, повелевший специальным указом в честь своей коронации наградить всех священников правом ношения восьмиконечного серебряного креста установленного образца. С тех пор это стало неотъемлемой традицией Русской православной церкви.

Как уже было сказано выше, кресты отличаются друг от друга. Вышеописанный серебряный Николаевский крест — это атрибут, с которого духовное лицо начинает свою карьеру священнослужителя. За заслуги перед церковью или выслугу лет его могут наградить правом носить четырехконечный золотой крест. С ним иерей служит до тех пор, пока не будет возведен в чин протоиерея. Когда это происходит, у него появляется возможность получить следующую награду – наперсный крест с украшениями.

Эта разновидность обычно богато инкрустирована драгоценными камнями и, в принципе, не отличается ничем от атрибутики, которую носят епископы. Обычно на этом награды в области нагрудных украшений заканчиваются. Иногда, правда, некоторым священнослужителям дается право носить сразу два креста. Еще одна, очень редкая награда – золотой крест патриарха. Но этой чести удостаиваются буквально единицы. С 2011 года появился, а точнее, был восстановлен крест наперсный, называемый докторским. Вручают его, соответственно, священникам, имеющим степень доктора богословия.

Что касается нательного креста, который также носится на груди, то он вручается каждому новокрещенному христианину. Обычно его носят под одеждой, так как он является не украшением, а символом религиозной идентичности. И призван в первую очередь напоминать своему обладателю о его христианских обязанностях.

Кресты

Патриарший наперсный крест с украшениями (образца до 1997 г.)

Патриарший наперсный крест с украшениями (образца после 1997 г.)

Золотой иерейский наперсный крест

Крест с украшениями, принадлежавший Святейшему Патриарху Алексию I

Докторский наперсный крест

Московским Собором 1675 г. установлено было носить наперсные кресты (энколпионы) сначала одному Патриарху и четырем митрополитам.

В 1742 г. императрица Елизавета Петровна повелела указом возложить наперсные кресты на всех архимандритов, для отличия их от игуменов и иеромонахов, и на своего духовника протоиерея Феодора Лубянского.

Екатерина II также жаловала наперсные кресты своим духовникам и некоторым известным протоиереям.

Но лишь Павел I указом от 18 декабря 1797 г. узаконил наперсный крест в качестве иерейской награды.

В 1814 г. Александр I наградил всех священников — участников Отечественной войны 1812 года бронзовыми наперсными крестами на Владимирской ленте.

После коронации Николая II (22 мая 1896 г.) все священники получили серебряные наперсные кресты.

В дальнейшем роль знаков отличия продолжали играть только золотые или кабинетные наперсные кресты. Кабинетным назывался наперсный крест, выдававшийся из Императорского кабинета — золотой или украшенный дополнительно бриллиантами. Священникам, назначенным в заграничные миссии и храмы, золотой кабинетный крест выдавался по положению. Если они прослужили затем за границей не менее семи лет, этот крест оставался у них — уже в качестве личной награды. Остальные священники и протоиереи могли быть пожалованы драгоценными крестами из кабинета Его Величества лишь по Высочайшему соизволению.

Особой наградой — наперсным крестом на Георгиевской ленте — награждались представители военного и военно-морского духовенства за непосредственное участие в боевых действиях. Первым такую награду получил священник, поднявший роту в атаку после гибели командира при штурме Измаила в 1790 г. В русско-японскую войну 1904-1905 гг. этой награды были удостоены 117 полковых священников.

Кандидаты и магистры духовных академий получали серебряный и, соответственно, золотой крест для ношения в петлице. Доктора богословия, облеченные духовным саном, получали особый докторский крест. (Доктора богословия, не имевшие сана, получали соответствующие нагрудные значки.)

Наперсными крестами, как синодальными, так и кабинетными, могли также награждаться игумений и казначеи женских монастырей. Кроме того, епархиальным архиереям было предоставлено право разрешать принятие и ношение священниками и протоиереями крестов с угашениями, подносимых в качестве дара приходами или благотворительными обществами, если священник уже имел синодальный наперсный крест. При этом запрещалось носить одновременно оба креста — синодальный и подарочный (будь то от усердия прихожан или из кабинета Его Величества). Разрешалось носить второй крест, только если это был специальный крест в память Крымской войны 1853-1856 гг. или полученный за военные заслуги, на Георгиевской ленте. При совершении богослужения разрешалось сохранять на облачении только эти последние.

Особую группу современных церковных регалий составляют памятные кресты и панагии, вручаемые священноначалием пресвитерам и архиереям по случаю выдающихся событий и юбилеев в истории Церкви.

Так, памятные кресты для духовенства и панагии для иерархов были изготовлены в 1971 г. в ознаменование Поместного Собора. Поместный Собор 1971 г. подвел итоги 25-летнему периоду в жизни Русской Церкви с 1945 г. по 1970 г. — время святительства Патриарха Алексия I. Также Поместный Собор 1971 г. избрал нового предстоятеля Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Пимена. Именно ему суждено было привести церковный корабль к новому историческому рубежу — к освобождению от гнета атеистического государства.

Символом новой наступившей эпохи стало всенародное празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. К этому великому юбилею также был выпущен комплект памятных крестов и панагий.

Юбилейный наперсный крест в память празднования 1000-летия Крещения Руси

Комплект двух панагий и наперсного креста с украшениями в память празднования 1000-летия Крещения Руси

Становление новых отношений церкви и государства в демократической России осуществляется с 1990 г. под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Алексия II. Знаком благословения Божия на многотрудное служение Святейшего Патриарха стало второе (после 1903 г.) обретение мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 г. Торжества перенесения мощей великого молитвенника и угодника Божия из Ленинграда через Москву в Дивеево всколыхнули тогда всю православную Россию. Это судьбоносное событие стало поводом для создания специальных памятных наперсных крестов и панагий.

Памятный иерейский крест в честь второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского (1991 г.)

Памятный золотой иерейский крест в честь второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского (1991 г.)

Памятный иерейский крест с украшениями в честь второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского (1991 г.)

Памятная панагия в честь второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского (1991 г.)

Нам, людям нынешнего поколения, выпала редкая удача и огромная ответственность — жить на изломе веков, быть свидетелями и участниками вступления человечества в третье тысячелетие Христовой эры. Особенным стал юбилей 2000-летия Рождества Христова для Русской Православной Церкви, просиявшей в этот знаменательный год целым сонмом новомучеников и исповедников, прославленных в лике святых Архиерейским Собором в воссозданном всероссийском Храме Христа Спасителя. Беспримерное в русской церковной истории празднование было ознаменовано возложением на священнослужителей юбилейных панагий и памятных крестов.

Памятный наперсный крест с украшениями в честь 2000-летия Рождества Христова

Comments are closed.

при Александро-Невском кафедральном соборе

RSS-Лента. Новости

Источники:
Крест наперсный
В России хорошо известен образ православного батюшки: человек с длинными волосами, внушительной бородой, в черной рясе, похожей на балахон. Еще один важный символ священнического сана – крест, болтающийся на груди или животе. Фактически в представлении народа крест – это то, что делает священника духовным лицом, по крайней мере в социальном смысле. Об этом немаловажном атрибуте религиозного служения и пойдет речь ниже.
http://fb.ru/article/191560/krest-napersnyiy-natelnyiy-krestik
Кресты с украшением 2
Информационный портал митрополичьего центра.
http://stal-nevsky.ru/?page_id=1455

COMMENTS