Колонны и арки из камня

Арка с колоннами

Арки с колоннами — характерны для античной архитектуры.

Примером может служить Колизей — трехъярусное арочное сооружение Арочное перекрытие стало основным элементом триумфальных римских арок. Снижение горизонтального распора достигалось опорой на стены или контрфорсы. Арочные мосты, акведуки опирались на укрепленные берега. Римляне использовали в основном полуциркульные конструкции, позже архитекторы, создавая культовые сооружения и дворцы, использовали новые формы арок: стрельчатые, килевидные, многопластные, подковообразные и другие. Полуциркульные арки У полуциркульных арок, используемых в Древнем Риме, дуга описана полуокружностью. Декор арки на фото демонстрирует полуциркульную конструкцию.

Полуциркульные арки в римской архитектуре.

Подковообразные арки символизировали в исламской культуре святость, такие арки использовались в мечети Кордовы (756 -796 гг.), отсюда, по мнению некоторых исследователей, она распространилась в Испании зодчими из Андалусии. Такого типа арки имеют повышенный центр построения. Подковообразная арка использовалась в железнодорожной станции в Ливерпуле и Манчестере (проект Джона Фостера. 1830 г.) Такого типа арка присутствует на парадных воротах синагоги Читхам Хилл в Манчестере (1870 г.) Эллиптические арки Эллиптическая арка имеет форму эллипса, заключенной между двумя максимально удаленными точками этой фигуры. Эллиптическое перекрытие и декор арки на фото ниже.

Эллиптическая арка с декором.

У стрельчатых арок давление сосредотачивается в узкой вертикальной области, поддержанной контрфорсом. Уменьшалось давление на фундамент. Эта особенность позволяла облегчить стены и использовать арки на разных этажах. Стрельчатая арка стала основным элементом готического стиля. Примером использования стрельчатых арок является аббатство Монтекассино (1071 год), церковь Клюни 1088 г, аббатство Болтон (Британия. 12 в.) Стрельчатые арки использовались и в архитектуре Египта (мечеть Ибн-Тулун в Каире). Кладка стрельчатого перекрытия и декор арки на фото ниже.

Многолопастная арка появилась на окнах мечети аль-Мутаваккиль (848 — 849 гг. в Самарре), которые были соединены пятилопастными декоративными формами арок. Популярной такая арка стала в Северной Африке и Андалусии. Многолопастная арка с 10 в. стала использоваться в Европе. Особенно популярной стала арка в форме трилистника — символ Троицы в христианстве.

Арка в форме трилистника характерна для эпохи готики.

В поздней готике в 16 в. в архитектуре Венеции, Англии, Франции использовалась килевидная арка — разновидность стрельчатой арки. Килевидная арка нередко использовалась в зодчестве Древней Индии. Параболические арки Наибольшая прочность у параболических арок. Параболические арки силы распора передают на опорные стены практически полностью, и это обеспечивает их крепость. Пример параболической конструкции и готический декор арки на фото.

Параболическая арка в готическом соборе.

Существуют арки «слепые», они укрепляют стены.

Слепая арка укрепляет стену над настоящими арочными перекрытиями.

В современном строительстве арки часто не являются несущими элементами и играют только декоративную роль, поддерживая стиль фасада или интерьера. Декоративные арочные конструкции создают из современных материалов, прочных, устойчивых к влаге, удобные в монтаже, как, например, полиуретана. Можно выбрать декоративные арки по фото в буклете.

Арка с колоннами в интерьере или в оформлении фасада поможет придать зданию определенный исторический облик.

Арки, столбы, колонны и стены из бутового камня

Укладка бутового камня при возведении различных архитектурных форм требует соблюдать определенные правила. Бутовый камень (песчаник, известняк, а также бут-плитняк) — очень крепкий природный материал, наилучшим образом подходящий для строительства. Перед кладкой каменных арок, колонн, бутовых столбов и стен камень подвергают тщательной чистке, а крупные булыжники, как правило, раскалывают и дробят на мелкие части.

Основные правила кладки камня: большие камни — внизу, малые — вверху; ложковая и тычковая перевязки; правило устойчивости кладки и правило подгонки камней. Хорошо освоив эти правила в процессе возведений всевозможных стен, можно переходить к более сложным задачам, к выполнению округлых архитектурных форм. Для возведения той или иной округлой каменной формы нужны свои шаблоны или опалубки.

При наборе из бутового камня круглой каменной колонны нужно, в первую очередь, выставить на заданное место трубу или арматурину. Она должна стоять вертикально и быть заранее привязана к арматурному каркасу фундамента.

Если планируемая колонна имеет высоту до двух метров, то для нее хватит сантиметровой прогрунтованной арматурины. Для более высоких колонн целесообразно устанавливать ровные трубы небольших диаметров, прогрунтованные краской. Труба или арматурина будут служить как стержнем колонны, так и направляющей частью шаблона. Второй частью шаблона будет обыкновенная проволока, завязанная вокруг арматурины — стержня (или трубы). На своем свободном конце проволока должна быть Г-образно согнутой. Длина этой проволоки должна быть равна радиусу будущей колонны. Загнутый конец проволоки нужен для удобства. Приставив к загнутому концу карандаш, очертим на фундаменте будущий диаметр колонны. По очерченному диаметру устанавливаем первые камни, лица которых должны быть не совсем плоскими. Выставив первые камни, заполняем нутро колонны бетоном.

При наборе круглых колонн правило «большие — внизу, малые — вверху» не работает, так как диаметр колонны ограничивает размеры камней, и они будут все время повторяться. После первого (нижнего) ряда камней, приподняв шаблончик — проволоку, выставляем второй и третий ряды камней, вставляя по мере надобности подпорные камешки и делая подборку и околку всех «неудобных» камней. Таким образом, постепенно выводим колонну все выше и выше. При этом рекомендуется время от времени класть на камни закладные сетки, пропуская их через стержень колонны (и обрезая сетки в виде круга).

С самого начала этой работы нужно знать, будет ли проходить в теле колонны электропровод. Такой провод должен быть в гофре и не мешать Г-образной проволоке крутиться вокруг стержня колонны.

Швы укладываемых камней целесообразно расшивать в пустошовку или делать супер выпуклый округлый шов, если колонна возводится под навесом или в южных регионах.

Прочность таких колонн при тридцатисантиметровом диаметре достаточна для того, чтобы выдерживать вес небольших крыш или балконов. Подобные колонны могут быть и столбами заборов, и тумбами, и конструктивными элементами всевозможных беседок или доминантами ландшафта.

Круглые бутовые колонны, несмотря на относительную простоту возведения и внешнюю эффектность, еще весьма редки в частной архитектуре.

Классические греческие колонны включают в себя несколько традиционных составляющих. Возводимые бутовые колонны могут тоже иметь свои базы и капители, но более простых форм — соответствующих стилю.

При необходимости возведения круглых колонн с уменьшающимся кверху диаметром вдоль стержня колонны натягивают шпагат, обозначающий контур будущей колонны. Г-образный шаблончик в таком случае нужно будет все время подгибать.

Бутовые стены (бутовая кладка стен)

При наборе стен из бутового камня (особенно закругленных) применяется вышеописанный шаблон. В этом случае Г-образная радиусная проволока имеет на себе еще одну отметку, задающую внутренний диаметр стены.

Однако если при бутовой кладке стен радиусный шаблон заставить вращаться в вертикальных плоскостях, то он пригодится для обозначения верхних набираемых контуров прямых стен, простенки которых будут либо выпуклыми вверх, либо вогнутыми вниз.

Одной из самых распространенных архитектурных форм является арка. Как видно на фото, каменные арки могут быть разных видов:

Все арки кладутся на опалубки, которые придают им соответствующий вид и удерживают укладываемые камни до набора прочности всей конструкцией. Опалубки должны быть достаточно прочными и точными. Обычно их мастерят из дерева. Верх опалубки стараются укладывать линолеумом или жестью, которые придают ей более четкий вид. Какова будет опалубка, такова будет и арка. Чем длиннее арочное перекрытие, тем больше требований к форме и прочности камня, укладываемого в арку.

В арках длиной до 2-3-х метров может быть использован обычный плоский природный необработанный камень — песчаник, известняк, гранит, кварцит. Для более длинных арок подходит только прочный тесаный камень в форме призм, в основании которых неравносторонний четырехугольник, и еще лучше — призм, в основании которых симметричная трапеция. Арки из тесаного камня стоят много столетий, но они дорогие. В древние времена сделать каменный мост (в котором не одна арка) могли позволить себе немногие города со своим развитым каменным производством.

Если арка является частью оконного или дверного проема в облицованном камнем здании, то после укладывания всех камней на опалубку, выставления их в плоскости облицовки и расшивания швов работа будет почти закончена. Через 10-15 дней опалубку можно снять и расшить швы, которые раньше скрывались опалубкой. В этом случае отбивается наружный раствор, и вкладываются камни-затычки. По мере надобности забивается раствор в плохо заполненные швы.

Укладка бутового продолговатого камня во внутренних рядах арки не годится при возведении мостов. При сооружении арок мостов нужно использовать тесаный камень геометрической формы в виде призмы с симметричной трапецией в основании. Конечно, одноарочные мостики можно возводить и из плоского камня, если пролет арки небольшой.

После укладки внутренних арочных рядов камней и связывания арматурин-стержней продолжается достройка в соответствии с проектом. Там, где нужно, из строения выпускаются электропровода. Сооружение верха арочной архитектурной формы продолжается традиционными способами укладки бутового камня, при обязательном наличии шаблонов или лекал, очерчивающих контуры строения. То есть, если верх строения полукруглый, как и сама арка, то нужно установить полукругом ограничивающую проволоку, выше которой камень укладываться не будет. Можно установить и радиусный шаблончик — Г-образную проволоку, вращающуюся вокруг геометрического центра арки (обычно он находится в центре деревянной опалубки, куда легко вбивается гвоздь — центр и ось).

Если верхняя часть строения двускатной формы, то в этом случае нужно установить согнутую проволоку с нужным углом изгиба. Этот шаблон также будет крепиться к опалубке. Он может иметь конструкцию стрелки, где верх обозначен острием. Ось стрелки идет строго вниз, обвязываясь за центральный гвоздь. А внизу стрелки — шаблона привязан груз, который придает шаблону строго вертикальное направление. Такой шаблон поочередно вешается с двух сторон опалубки за центральные гвозди, установленные (вбитые) на одной высоте и геометрически составляющие ось, перпендикулярную к плоскости арки (фасаду, фронтону).

После набора всей каменной формы и расшивания швов через тридцать дней снимается опалубка и начинается закладывание полостей внутри арки. Полости закладываются камнями-затычками. Чтобы эти камни не выпадали, их временно подпирают рейками или досками. После затвердения раствора рейки снимают и подпирают ими новые камни — затычки (в летнюю пору это уже можно делать на следующий день). Так поэтапно завершается работа с арочной архитектурной формой из бутового камня.

Иногда арочные камни могут быть не плоскими, а более блокоподобными, точнее, почти кубических форм, но все же с присутствием определившихся трапеций на лицевых сторонах. Обычно это относится к известняковым камням, многие из которых в силу природы своего образования имеют не только плитняковую или бутовую форму, но и блоковую или блокоподобную постелистую форму. Такие камни надежны в небольших арках. При возведении арок свыше двух метров к известняковым камням нужно относиться более требовательно: убедиться в прочности породы, подтесать камни по рассчитанным геометрическим шаблонам, так чтобы между камнями не оставалось больших швов, но они плотно приходились друг к другу; либо подобрать идеально подходящие друг к другу арочные природные камни.

Арки и колонны

Триумфальная колонна — Александровская — в честь победы в Отечественной войне 1812 г. в Петербурге. Идея увековечить память Александра Первого в победе в войне с Наполеоном принадлежит Николаю Первому. Проект архитектора Монферана, фигура ангела — скульптор Орловский. 1830 — 1834 гг.

Арка Тита в Риме. Архитектор Домициан. Построена в 81 г. в честь победы над Иерусалимом в 70 г. н.э.

Военачальникам в Римской империи были посвящены не только арки, но и колонны. В Риме сохранились колонны Траяна и Марка Аврелия. Лепнина колонны Траяна, построенной Аполлодором Дамасским в 113 году, изображает сюжет на мотив дакийских войн, которые вел Траян. Всего на колонне присутствует 2500 человеческих фигур, и 59 изображений Траяна. Кроме воинов лепнина колонны включает аллегорические фигуры Победы, Дуная (старец), Ночи (женщина с закрытым покрывалом лицом). Причем та информация, которую передает лепнина колонны, была более полной, чем письменные источники. Прах Траяна покоится в основании колонны. В 117 г. на вершине установили статую Траяна, а в 16 в. вместо нее поставили статую Апостола Петра.

Лепнина колонны Траяна. Рим.

Колонна Траяна стала образцом для колонн, которые возводились позже. Например, колонна Марка Аврелия, посвящена Маркоманской войне (166—180 гг.). Лепнина колонны на ней рельефная и экспрессивная за счет глубокой резьбы по камню. В 16 в. вместо утерянной фигуры Марка Аврелия, венчающей колонну, была установлена скульптура апостола Павла.

Колонна Марка Аврелия. Рим. Площадь Колонны (Piazza Colonna). 193 г.

Арки с колоннами получили распространение и возводились в разных уголках римской империи. Интерес к античным триумфальным сооружениям возродился вместе с новыми знаниями о древнеримской архитектуре. Мода на арки с колоннами пришла в Европу из Франции в период ампира с его имперскими мотивами. В 19 в. по декрету Наполеона возвели Вандомскую колонну в Пари¬же (1806— 1810 гг.) Колонна была отлита из австрийских и русских пушек по образцу колонны Траяна в Риме со статуей Наполеона и 76 единицами скульптурного рельефа, сделанной художником Ж.-Л. Давидом (Жак-Луи Давид. Jacques-Louis David. 1748-1825 гг.)

Вандомская колонна. архитектор Ж. Б. Лепер и Ж. Гондуэн в честь побед Наполеона I. 1806—1810 гг. Париж.

Стиль ампир затронул не только имперскую Францию, он был в моде и в других государствах Европы, чаще всего воплощаясь в триумфальных арках с колоннами. Примером может служить колонна Нельсона на Трафальгарской площади, построенная в 1843 г. В 19 в., в 1864 г. триумфальная колонна по приказу монарха Вильгельма Первого была возведена в Берлине как символ великих побед: в прусско – датской войне (1864 г.), австро–прусской войне (1866 г.), франко – прусском сражении (1871 г.), архитектор Иоганн Штракт, скульпторы Фридрих Драке, Александр Каландрелли, Карл Кейл, Мориц Шульц и Альберт Вольф.

Колонна на Трафальгарской площади в Лондоне.

Ампир, как стиль, был перенят страной-победительницей Франции — Россией. Вместе с ампиром был заимствован стиль древнеримских триумфальных сооружений — арок с колоннами.

Триумфальная арка в Москве.

Золотые ворота построены в 1164 г. по приказу Ярослава Мудрого. Киев.

Архитекторы современности так же, как и в давние времена, возводят сооружения в память о значимых исторических событиях. Например, триумфальная колонна в Калининграде была установлена в 2005 г. на площади Победы в память о победах русской армии и входит в городской ансамбль «Двести лет славы русского оружия». Помимо арок с колоннами в честь памятных событий еще в Древнем Египте возводились обелиски и стелы, откуда они распространились на Ближний Восток. Такие сооружения служили памятными знаками в честь значимых событий и мемориальными памятниками. Обелиски в эпоху Ренессанса стали играть роль композиционного центра в городских ансамблях. Например, обелиски-стелы времен Рамзеса II стоят на набережной в Лондоне, в Париже на площади Согласия, в Нью-Йорке.

Обелиск на площади Святого Петра — Сан-Пьетро.

На Поклонной горе в Москве колонну, возвеличивающую страну в победе над фашизмом, заменил обелиск — стела, ставшая и памятником павшим, и монументом Победы.

Стела на Поклонной горе. 1995 г.

Фрагмент стелы на Поклонной горе. 1995 г.

Поддерживают тему победы в ансамбле Мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве колонны прямоугольной формы, собранные в полукруглую колоннаду, охватывающую Монумент.

Колоннада Центрального музея Великой Отечественной войны символизирует основательность, мощь и силу страны, победившей нацизм.

История арок с колоннами, их специфическое назначение на протяжении всей человеческой истории, требует особого отношения и использования в современном строительстве. Однако, учитывая, что функции этих сооружений все же не были однозначны, их можно использовать и в другом качестве: например, арки с колоннами могут быть установлены на въезде в усадьбу, обозначая разделение пространства между улицей и частной собственностью. Образцом могут стать известные сооружения, как, например, на фото внизу.

Арка с колоннами на въезде в Диканьку Полтавской области построена к приезду императора Александра I по проекту архитектора Луиджи Руска.

Лепнина колонн и арок может быть изготовлена как из традиционных натуральных материалов, так и из полиуретана.

Источники:
Арка с колоннами
Арка с колоннами — элементы, пришедшие в архитектуру нашей эры из античности.
http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/arka_s_kolonnami/
Арки, столбы, колонны и стены из бутового камня
Арки, столбы, колонны и стены из бутового камня | Энциклопедия
http://kamni.ws/?p=1744
Арки и колонны
Триумфальные арки с колоннами со времен Древнего Рима возводились в честь воинских побед.
http://architan.ru/stati/arhitekturnye_elementy_dekora/arki_i_kolonny1/

COMMENTS