Как определить способности человека

Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие

Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования. Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый. Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.

Что такое способности, уровень развития способностей

Согласно научному определению, способность – индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей – это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности — понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования. По Рубинштейну их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем способностей, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий.

Уровень развития способностей личности делится на два вида:

— репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;

— творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.

В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.

Выделяются следующие уровни развития данного качества:

Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.

Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.

Одаренность бывает следующих видов:

— художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;

— общая — интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;

— творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;

— социальная, обеспечивающая высокий социальный интеллект, выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;

— практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.

Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.

Талант – высокий уровень развития творческих способностей

Гениальность – самый высокий уровень развития способностей

Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность — высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.

Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать способности ребенка через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другой метод измерения способностей при помощи тестирования предложил основатель дифференциальной психологии — английский ученый Ф. Гальтон. Цель методики заключалась в выявлении не только наличия способности, но и уровня ее развития. В первую очередь изучались уровни развития интеллектуальных способностей при помощи тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечал на блок вопросов, выявляющих наличие специальных способностей, а также их уровень.

Следующий метод диагностики принадлежит французским ученым А. Бине и Симону. Здесь также в первую очередь определялся уровень интеллектуальных способностей при помощи 30 задач, расположенных по возрастанию уровня сложности. Главный упор делался на способности понимать задание и уметь рассуждать логически, как его можно решить. Ученые предполагали, что именно это умение лежит в основе интеллекта. Им принадлежит понятие умственного возраста, который определяют уровнем решения интеллектуальных задач. Каждое выполненное задание являлось критерием определения данного показателя. После смерти ученых тесты перевели на английский язык и представили в США. Позже, в 1916 году, американский ученый Льюис Терман модифицировал тест, и новый вариант, которому дали название «шкала Стэндворд-Бине», стал считаться универсальной методикой для выявления способностей.

Существует множество методов выявления конкретных способностей, однако все они основаны на определении интеллектуальных показателей в первую очередь. Связано это с мнением ученых о том, что для развития творческих и иных способностей уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего.

Уровень интеллектуального развития человека предполагает его умение использовать свой ум для мышления, понимания, слушания, принятия решений, наблюдения, восприятия взаимосвязей и других мыслительных операций. Одной из самых широко используемых методик для определения степени развития данного качества являются IQ-тесты, в которых предлагается определенный набор заданий, а на их выполнение отводится фиксированное количество времени. Шкала баллов, которые можно набрать при прохождении данного теста, составляет от 0 до 160 и представляет собой диапазон от дебильности до гениальности. IQ-тесты предназначены для людей любого возраста.

Другая популярная методика — ШТУР — также выявляет способности. Уровень развития способностей интеллектуальных у школьников является целью диагностики данного метода. Включает в себя 6 субтестов, в каждом из которых присутствует от 15 до 25 однотипных заданий. Первые два субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников, а остальные выявляют:

— умение находить аналогии;

— нахождение правила построения числового ряда.

Метод предназначен для группового исследования и ограничен во времени. Высокие статистические показатели методики ШТУР позволяют судить о достоверности выявляемых результатов.

Универсальная методика для измерения уровня творческих способностей – методика Гилфорда, существующая в различных модификациях. Качества креативности, которые можно выявить при помощи данного метода:

— оригинальность в составлении ассоциаций;

— семантическая и смысловая гибкость;

— умение создавать новые идеи;

— уровень развития образного мышления.

В данном исследовании испытуемому предлагаются различные ситуации, выход из которых возможен только при нестандартном подходе, что предполагает наличие творческих способностей.

Качества, которыми должен обладать респондент для успешного прохождения теста:

— восприятие и правильное понимание предлагаемых заданий;

— дивергентность — умение обнаружить оригинальное в обычном;

— конвергентность — умение опознавать объект по качественно разным признакам.

Высокое развитие творческих способностей, как правило, предполагает интеллектуальное развитие на соответствующем уровне, а также присутствие у личности уверенности в себе, чувства юмора, беглой речи и импульсивности.

Основное отличие тестов для выявления творческих способностей от аналогичных инструментов, призванных определять способности интеллектуальные, – это отсутствие временного ограничения на решение заданий, сложное строение, предполагающее возможность нескольких способов решения, а также косвенная конструкция предложений. Каждое успешно выполненное задание в тесте свидетельствует о наличии способности к той или иной сфере творческой деятельности.

Другие методики для диагностики уровня развития способностей

Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития. Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области. Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.

Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:

— «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.

— «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.

— «Вербальная фантазия» — определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.

— «Запомни и расставь точки» — диагностика объема внимания.

— «Анаграммы» — определение комбинаторных способностей.

— «Аналитические математические способности» — выявление аналогичных склонностей.

— «Способности» — выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.

— «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.

— «Ваш творческий потенциал» — диагностика творческих возможностей.

Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.

Условия для повышения уровня развития способностей

Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.

То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха. Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата — это только предпосылка к возможному развитию данных способностей. Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.

Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас. Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант. А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.

Тесты на определение способностей человека

С каждым годом, жизнь становится все более динамичной. Мир постоянно меняется и требует того же от своих обитателей. Современному человеку нужно постоянно учиться новому, развивать свои умения, чтобы не оказаться на обочине. Правильный выбор профессии в такой ситуации играет очень важную роль.

Умение вовремя понять, в какой сфере деятельности человек достигнет наибольших успехов, является одним из ключей к великолепному будущему. Именно поэтому сейчас очень востребованы тесты специальных способностей.

Тесты способностей диагностируют уровень общих и специальных способностей у человека. Такие тестирования помогают определить склонность индивида к обучению и уровень его успешности, выбрать профессию, в которой человек добьется максимальных успехов.

Все тесты для выявления способностей можно разделить на три вида:

  • определение уровня интеллекта
  • определение уровня креативности
  • тесты специальных способностей

Первые два вида тестов служат, в основном, для определения текущего уровня развития разных способностей человека и не могут спрогнозировать в каких сферах в будущем он может добиться успехов.

Такие тестирования показывают уровень умственного и эмоционального развития здесь и сейчас, но поскольку личности свойственно меняться, существует третий вид тестов. Он предназначен для выявления специальных способностей и является более узконаправленным. Это тестирование прогнозирует успешность человека в конкретном виде деятельности, выявляя его индивидуальные склонности.

Разработка тестирования специальных способностей началась на волне развития психологического консультирования.

Психологам было интересно знать больше о возможностях конкретного индивида, а также сферах, где его умения будут наиболее востребованы. Тесты применялись практически везде: при поступлении в технические, музыкальные, медицинские и другие учебные заведения, а также для консультирования и распределения рабочего персонала. Выявить способность к обучению стало не менее важным, чем определить общий уровень развития у человека интеллекта.

Основой для создания тестирования стала двухфакторная теория Чарльза Спирмена, опубликованная в 1904году. Спирмен писал, что в основе любой деятельности лежит некоторое общее начало, которое и является общим фактором (G). Этот фактор характеризует общий интеллект. Но вместе с ним существует специфический фактор S, который характерен для одной определенной деятельности. В дальнейшем эта теория была дополнена учеными и превратилась в многофакторную теорию.

Суть методик тестирования специальных возможностей и склонности к обучению довольна проста. Для каждой группы способностей формируются определенные блоки вопросов. Эти вопросы составляют отдельный специальный тест, который и определяет, есть ли у человека склонности к определенному виду деятельности, а также способность к обучению ей.

Поскольку прохождение множества тестов для выявления нужного вида деятельности занимает много времени, сейчас более распространены так называемые батареи тестов.

Они помогают провести общую диагностику всех способностей человека, группируя вопросы по блокам в одном тесте. Такое тестирование позволяет измерить склонности человека к различным сферам деятельности и выбрать профессию.

Батареи тестов помогают измерить разные независимые друг от друга особенности интеллекта испытуемого, которые в совокупности способствуют осуществлению той или иной деятельности. Например, такое умение, как водить автомобиль может быть полезно во многих технических сферах, т.к. требует должного уровня концентрации.

Тесты специальных способностей обычно включают в себя следующие блоки вопросов :

Периодически возникают предложения включить тесты на способности, носящие сверхъестественный характер ( например, ясновидение), но они довольно прохладно встречаются учеными. В, основном, из-за отсутствия экспериментов, подтверждающих существование паронормальных способностей у людей. Поэтому тест на сверхъестественные способности пока крайне редко проводится профессиональными исследователями.

В целом, все тестирования специальных способностей можно разделить на две большие группы:

  • тесты на подвижность ума – выявляют способность к обучению, умение мыслить абстрактно, быстро и эффективно решать возникающие проблемы и мыслить стратегически;
  • тесты на обобщение — проверяют способность ориентироваться на прошлый опыт и использовать его в дальнейшей деятельности.

Эффективность тестов специальных способностей признана многими психодиагностами.

Своевременное выявление склонности к обучению в той или иной сфере, помогает минимизировать возможные психологические проблемы для индивида в будущем. Тестирование помогают еще формирующейся личности определиться со сферой деятельности и не тратить силы на неподходящую работу, а также помочь в профессиональном самоопределении.

Несомненной является польза от тестов в сфере профотбора и профессиональном консультировании.

Тестирование помогает выявить слабые стороны работников и понять причины неэффективности. Но, несмотря на это, психодиагносты продолжают исследовать информацию о валидности и уровне надежности получаемых в ходе тестов результатов, а также совершенствовать сами вопросы и приемы использования полученных показателей. Ученые стремятся понять влияние разных факторов на выполнение тестов.

Несмотря на все достижения методики, сегодня тесты специальных способностей представляют собой широкое поле для анализа и изучения.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

  • Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник.

    Часть 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

    Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

    Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Во-первых, способности – это индивидуальные особенности, т. е. то, что отличает одного человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности. Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенность пианиста) или высокий рост (особенность баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельности. И наконец, способности – это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.

    К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешного занятия музыкой; конструктивное воображение, важное для конструктора и инженера. Способности формируются на базе тех или иных особенностей личности. Они включают в себя эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (таковы, например, педагогический такт, математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).

    Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности? Основанием служат два показателя: быстрота овладения ею и качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко по сравнению с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень. Каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, математическая, литературная и т. д.) предъявляет определенные требования к психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Одни люди обладают соответствующими качествами, у других они развиты слабо.

    Недостаток или слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других. Это свойство компенсации способностей открывает довольно широкие возможности для овладения различными видами деятельности, выбора профессии. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.

    Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей.

    Человек не рождается способным к той или иной деятельности. Его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение всей жизни под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности – прижизненное, а не врожденное образование.

    В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникали новые потребности, люди осваивали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей.

    Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями и навыками. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений, навыков, так как развиваются в процессе их приобретения. С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей, которые позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть ими.

    Предпосылками развития способностей являются биологические факторы. Их называют задатками.

    Задатки – некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков помогает успешному формированию способностей, облегчает их развитие.

    К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга.

    В качестве задатков способностей следует рассматривать также уровень развития и соотношение первой и второй сигнальными системами. В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И. П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности:

    художественный – с относительным преобладанием первой сигнальной системы;

    мыслительный – с относительным преобладанием второй сигнальной системы;

    средний – с относительной уравновешенностью сигнальных систем.

    Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

    Следует помнить, что задатки не заключают в себе способности и не гарантируют их развитие. Задатки – это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью.

    Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой отдельный задаток. Задатки многозначны: на основе одного и того же задатка могут вырабатываться разные способности. Так, на основе такого задатка, как быстрота, точность, тонкость и ловкость движений, могут в зависимости от условий жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела гимнаста, и способность к тонким и точным движениям рук хирурга, и способность к быстрым и пластичным движениям пальцев скрипача. У человека художественного типа могут формироваться способности и актера, и писателя, и художника, и музыканта; у того, кто относится мыслительному типу, – способности и математика, и лингвиста, и философа.

    Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений, навыков, творческие способности – с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают способности к усвоению математики, музыки, к изучению языков и творческие способности. Мы можем играть на музыкальных инструментах, но не уметь сочинять музыку. Разумеется, резко обособлять учебные и творческие способности нет оснований: учебная деятельность обычно включает в себя и элементы субъективного творчества.

    Различают также общие умственные способности и специальные способности. Общие умственные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; они отвечают требованиям, которые предъявляет не один, а целый ряд в определенной степени родственных деятельностей. К ним относят такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание и т. п. Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной деятельности: музыкальной, художественной, конструктивно-технической и т. д. Они также представляют собой совокупность отдельных частных способностей.

    Успешное осуществление той или иной деятельности, даже при наличии способностей, зависит от определенного сочетания качеств личности. Одни только способности, не сочетающиеся с соответствующей направленностью личности, ее эмоционально-волевыми свойствами, не могут привести к высоким достижениям. Прежде всего, способности тесно связаны с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность, жизненную потребность.

    Интересы проявляются в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Склонность – стремление выполнить соответствующую деятельность. У способных к определенной деятельности детей и взрослых интересы и склонности чаще всего сочетаются. Кроме того, они, как правило, развиваются одновременно с развитием способностей к ней.

    Для успеха в деятельности, помимо наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего, трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.

    Многие полагают, что способным людям все дается легко и просто, без особого труда. Это не так. Для развития способностей требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд. Как правило, способности всегда сочетаются с высокой трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант – это труд, умноженный на терпение, это склонность к постоянному труду.

    Очень важны такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе. Эти качества рождают неудовлетворенность первыми результатами труда и желание сделать еще лучше, совершеннее.

    Высокий уровень развития способностей называют талантом. Талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны; склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней – с другой; большого трудолюбия и настойчивости – с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливым может быть и врач, и учитель, и летчик, и новатор сельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий.

    Эмпатия (от гр. empatheia – сопереживание) – эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек. Это возможно только в том случае, если представить себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражен лишь в участливом отношении к переживающему человеку или страдающему животному. Эмпатия оказывает существенное влияние на социальную регуляцию поведения личности.

    Применяется для обследования взрослых.

    Цель: определение уровня общих умственных способностей.

    Материал и оборудование: краткий ориентировочный тест, бумага, ручка, секундомер.

    Описание. Тестирование проводится в парах, состоящих из испытуемого и экспериментатора. Экспериментатор дает испытуемому инструкцию и вариант теста. После чтения инструкции и знакомства испытуемого с образцами выполнения заданий экспериментатор подает сигнал к выполнению теста, засекает время и по истечении 15 мин дает команду прекратить выполнение теста.

    Инструкция. Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее. Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них.

    1. Слово быстрый является противоположным по смыслу слову: 1) тяжелый, 2) упругий, 3) скрытный, 4) легкий, 5) медленный. Ответ – 5.

    2. Минер – минор. Эти два слова являются: 1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными по значению. Ответ – 3.

    Тест, который вам будет предложен, содержит 50 вопросов. На выполнение теста дается 15 мин. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо, пользуйтесь бумагой для записи. О том, что вам не понятно, спросите сейчас. Во время выполнения теста отвечать на ваши вопросы я не буду. После команды переверните страницу и начинайте работать. Ответы записывайте на бланке для ответов напротив вопроса. Через 15 мин по команде сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку. Сосредоточьтесь. Положите ручку справа от себя. Ждите команды. Начали!

    Краткий ориентировочный тест

    1. Одиннадцатый месяц года – это:

    1 – октябрь, 2 – май, 3 – ноябрь, 4 – февраль.

    2. Слово суровый является противоположным по значению слову:

    1 – резкий, 2 – строгий, 3 – мягкий, 4 – жесткий, 5 – неподатливый.

    3. Какое из приведенных ниже слов относится к слову жевать как обоняние и нос:

    1 – сладкий, 2 – язык, 3 – запах, 4 – зубы, 5 – чистый.

    4. Какое из приведенных ниже слов отлично от других:

    1 – определенный, 2 – сомнительный, 3 – уверенный, 4 – доверие, 5 – верный.

    5. Ответьте «да» или «нет». Сокращение «н. э.» означает: «нашей эры» (новой эры)?

    6. Какое из следующих слов отлично от других:

    1 – петь, 2 – звонить, 3 – болтать, 4 – слушать, 5 – говорить?

    7. Слово безукоризненный является противоположным по своему значению слову:

    1 – незапятнанный, 2 – непристойный, 3 – неподкупный, 4 – невинный, 5 – классический.

    8. Какие из приведенных ниже пар являются полностью идентичными?

    9. Слово ясный является противоположным по смыслу слову:

    1 – очевидный, 2 – явный, 3 – недвусмысленный, 4 – отчетливый, 5 – тусклый.

    10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долл., а продал их за 550 долл. каждый, выручив при этом по 50 долл. с каждого автомобиля. Сколько автомобилей он продал?

    11. Слова стук и сток имеют:

    1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.

    12. Три лимона стоят 45 коп. Сколько стоит 1,5 дюжины?

    13. Сколько из этих б пар чисел являются совершенно одинаковыми?

    14. Слово близкий является противоположным слову:

    1 – дружеский, 2 – приятельский, 3 – чужой, 4 – родной, 5 – иной.

    15. Какое число является наименьшим: 6; 0,7; 9; 36; 0,31; 5?

    16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение (в качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова): есть, соль, любовь, жизнь.

    17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?

    18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

    19. Слова восходить и возродить имеют:

    1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.

    20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет П, если неправильно – Н.

    Мхом обороты камень набирает заросший.

    21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их.

    1. Держать нос по ветру.

    2. Пустой мешок не стоит.

    3. Трое докторов не лучше одного.

    4. Не все то золото, что блестит.

    5. У семи нянек дитя без глаза.

    22. Какое число должно стоять вместо знака «?»?

    73 66 59 52 45 38?

    23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и:

    1 – в июне, 2 – в марте, 3 – в мае, 4 – в ноябре.

    24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:

    1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.

    Все передовые люди – члены партии. Все передовые люди занимают крупные посты. Некоторые члены партии занимают крупные посты.

    25. Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 с?

    26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:

    1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.

    Боре столько же лет, сколько Маше. Маша моложе Жени. Боря моложе Жени.

    27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 руб. Сколько килограммов фарша можно купить за 80 коп.?

    28. Расстилать и растянуть. Эти слова:

    1 – схожи по смыслу, 2 – противоположны, 3 – ни схожи, ни противоположны.

    29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат.

    30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет:

    1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.

    Саша поздоровался с Машей. Маша поздоровалась с Дашей. Саша не поздоровался с Дашей.

    31. Автомобиль «Жигули» стоимостью 2400 руб. был уценен во время распродажи на 33,3 %. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

    32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция.

    33. На платье требуется 2,3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

    34. Значения следующих двух предложений:

    1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

    Трое докторов не лучше одного. Чем больше докторов, тем больше болезней.

    35. Увеличивать и расширять. Эти слова:

    1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

    36. Смысл двух английских пословиц:

    1 – схож, 2 – противоположен, 3 – ни схож, ни противоположен.

    Швартоваться лучше двумя якорями. Не клади все яйца в одну корзину.

    37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 долл. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1 /3 закупочной цены?

    38. Претензия и претенциозный. Эти слова по своему смыслу:

    1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

    39. Если бы полкилограмма картофеля стоило 0,0125 руб., то сколько килограммов можно было бы купить на 50 коп.?

    40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили?

    41. Отражаемый и воображаемый. Эти слова по своему смыслу:

    1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

    42. Сколько соток составляет участок длиной 70 м и шириной 20 м?

    43. Следующие две фразы по значению:

    1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

    Хорошие вещи дешевы, плохие дороги. Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое – сложностью.

    44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

    45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число вы бы поставили на его место?

    46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К – 3500 руб., П – 200 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то насколько меньше прибыль получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

    47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

    1. Куй железо, пока горячо.

    2. Один в поле не воин.

    3. Лес рубят, щепки летят.

    4. Не все то золото, что блестит.

    5. Не по виду суди, а по делам гляди.

    48. Значение следующих фраз:

    1 – сходно, 2 – противоположно, 3 – ни сходно, ни противоположно.

    Лес рубят, щепки летят.

    Большое дело не бывает без потерь.

    49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

    50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 800 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?

    Обработка результатов. Цель обработки результатов – определение интегрального показателя общих умственных способностей (Ип). Его подсчитывают по количеству правильно решенных задач. Верные ответы представлены в таблице.

    Анализ результатов следует начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.

    Шкала уровней общих умственных способностей

    В Италии аналогичное интервью в 2004 гНезависимо от политического смысла и культурного контекста этих споров, они стимулировали множество национальных и международных исследований того, как в разных странах обращаются с детьми и что люди об этом думают.

    Суггесторы: псевдолюди.Основным отличительным признаком диффузного вида является внушаемость, или в осовремененном звучании — конформность. К диффузному виду относится и так называемый «нонконформист» (упрямец), «самостоятельность мышления» которого является все той же конформной установкой, но только более.

    Письмо национал-социалистаСледует ли считать Ф. Ницше врагом немецкого народа? Конечно, нет! Здесь просто проявляется правило, сформулированное другим великим немцем А. Шопенгауэром: «Самая дешевая гордость — это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми.

    Глава 7Вербигерации (Кальбаум К., 1874) — вариант речевых итераций, но представляющих собой автоматическое, бессмысленное повторение слов или словосочетаний, иногда созвучных. Наиболее часто наблюдаются при шизофрении в исходных состояниях (при шизофазии).

    Те, кто подчеркивает свою подпись снизу /рис. 12а/ — самолюбивы, интересуются мнением окружающих о себе, характеризуются большей обидчивостью.

    ЗАКОН 14. УМЕЙ РАСПОЗНАТЬ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОПТИМАЛЬНО ПРИМЕНИТЬ ИХ В ПРОИЗВОДСТВЕИстинный руководитель ценен тем, что среди штата своих сотрудников он умеет выделять идейных вдохновителей, разработчиков и исполнителей. В какой-то степени он выступает в роли тонкого психолога, оценивающего внутренние ресурсы каждого работника и делающего из него исключительного сотрудника.

    5. ГИПНОТИЧЕСКАЯ АНЕСТЕЗИЯБетти: Очень хорошо (смеется). Это приятно, когда работаешь с хорошим пациентом. Однако меня больше всего интересует, чтобы вы получили то, что хотите получить на семинаре. Так же, как и в трансах, которые мы демонстрировали до этого, я совсем не важна. Важно то, что вы получаете, то, что вы.

    ЭмигрантыДля инвалидов созданы специальные сайты знакомств, но бывает, что и они ищут здоровую жену, считают, что русская абсолютно подходит. Часто они не скрывают свое увечье, часто относятся очень хорошо, часто считают себя вполне здоровыми. Каждый человек хочет счастья, не будем осуждать или обсуждать.

    Встреча пятнадцатаяСейчас поговорим о самых главных советах, в которых и правда, и вековая мудрость. Лично мне они очень помогали и помогают. Передаю их вам, а вы передайте своей дочке. Ведь все мы когда-нибудь должны оказаться в замечательной роли мудрых советчиц. Нельзя же, в конце концов, всю жизнь учиться.

    отправляй в соцсети.

    Для авторизированных — цитаты запоминаются автоматически.

    Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

    Источники:
    Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие
    Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования.
    http://fb.ru/article/248659/sposobnosti-cheloveka-urovni-razvitiya-sposobnostey-diagnostika-razvitie
    Тесты на определение способностей человека
    Что такое тест на способности? Каким образом составляются тесты, для чего используются и в чем их практическая польза. Диагностика уровня общих и специальных способностей человека. Возможность скачать тематическую презентацию.
    http://tonusmozga.ru/sposobnosti/razvitiye-sposobnostey/test-na-vyyavleniye.html
    Часть 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ
    Читать "Методика определения общих способностей, СПОСОБНОСТИ, Часть 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ. Стр.34" Соломин В. П.
    http://bookap.info/psywar/solomin_psihologicheskaya_bezopasnost/gl34.shtm

  • COMMENTS