Ефим копелян

Вдова Ефима КОПЕЛЯНА актриса Людмила МАКАРОВА: «Фима был очень застенчивым. Во время моей беременности он стеснялся ходить со мной рядом, говорил: «Я чувствую себя быком-осеменителем!»

— Людмила Иосифовна, как Ефим Захарович праздновал свой день рождения?

— Никак — он этого не любил. Я начала отмечать эту дату уже после смерти мужа. Приглашала его друзей, актеров из нашего театра и просила вспоминать связанные с ним смешные истории. Недостатка в таковых не было — Фима обладал прекрасным чувством юмора. А мне очень хотелось, чтобы в день его рождения у нас в доме было весело. Но годы шли, люди уходили — за последнее время я потеряла очень много своих друзей и партнеров. От прежнего, золотого, состава БДТ осталось всего пять-шесть человек, да и те уже очень больны и вряд ли в состоянии что-то рассказывать.

— 12 апреля вы вспоминаете многое, но прежде всего, видимо, историю вашего знакомства?

— Фима был на 10 лет старше меня, поэтому, когда я поступила учиться в студию при БДТ, он уже работал там актером. Однажды мы столкнулись в коридоре — навстречу мне шел симпатичный чернявый парень с усиками. У меня же так растут волосы, что есть баки. И вот он, проходя мимо, подкручивал усы, а я — свои бачки. Так и влюбились друг в друга. Всю финскую войну мы с ним гуляли по городу и разговаривали обо всем на свете.

— В этот период люди, как правило, распахивают друг перед другом свою душу.

— И мы не исключение. Ефим Захарович рассказывал, что родился в белорусском городе Речице. Мама у него была очень красивой женщиной — внешними данными Фима, наверное, в нее. Отец работал лесозаготовителем, но своей мудростью заслужил всеобщее уважение — весь город ходил к нему за советом, как к раввину.

В их большой и дружной семье было шесть сыновей, которые впоследствии разбежались по разным городам, двое из них — Фима и Исаак — связали свою судьбу с Ленинградом. Замечательный художник-оформитель Исаак Копелян, будучи старше Фимы на несколько лет, надолго пережил брата и умер в 2001 году.

В Ленинград Фима приехал совсем мальчишкой, поступил на «Красный Путиловец» токарем. Он мечтал о Художественной академии и даже был зачислен на архитектурный факультет, но потом один из товарищей привел его в БДТ. Копелян буквально заболел драматическим искусством — окончил студию при театре и стал артистом в лучшем, превосходном смысле этого слова. Мы поженились в мае 1941 года.

— Фима пошел в ополчение, а я после гастролей попала в Боткинские бараки — меня скосил брюшной тиф. Моя мама в то время была на казарменном положении — шила одежду для фронта. Потом началась блокада. После выздоровления меня пригласили в Театр Балтийского флота. Мы выступали на фронте, причем не только на кораблях, но и на подводных лодках, сегодня были в Новороссийске, завтра — в Мурманске, послезавтра — в Москве. Но куда бы я ни поехала, меня везде находили письма мужа — трогательные и смешные! Мы долгое время так и жили: он — в армии, я — на флоте.

— Вы что же, несколько лет не виделись?

— Фронт был рядом с городом, поэтому Фима приходил ко мне, а я ходила к нему в Дом офицеров, где они организовали фронтовой театр. Паек, который ему давали в армии, был больше, чем блокадные 125 грамм, поэтому все, что получал (а там были и крупы — большая роскошь по тем временам), он приносил домой. Помню, году в 43-м все ополченцы получили с фронта посылки, и в каждой было по большому куску гуся. Если бы вы видели, как смешно — в стиле Чарли Чаплина — он разыгрывал передо мной и мамой сценки с этим гусем! А еще он был очень добрым. Как-то в блокаду шел домой с большим куском хлеба, но встретил знакомого актера из Театра комедии, который был уже прозрачным от голода, и отдал ему хлеб.

— А на вид Ефим Захарович такой грозный!

— Всему виной его усы и густые черные брови. Если он — в шутку, конечно! — хотел испугать человека, ему достаточно было насупиться. На молоденьких костюмерш и реквизиторш, которые только-только устроились на работу, мой муж наводил страх.

«Не пойдем к Копеляну, — говорили они, — мы его боимся». А все потому, что Фима любил над ними подтрунивать. У девчушки, которая принесла ему кольцо и трубку, необходимые для роли, неожиданно мог спросить: «А где престиж?». Реквизиторша выскакивала из гримерной в ужасе: «Копелян какой-то престиж требует!». Но со временем девочки привыкали к его манере шутить и начинали его обожать. Впрочем, как и все в театре.

«С ГОДАМИ ОН СТАНОВИЛСЯ ВСЕ КРАСИВЕЕ»

— А как к Копеляну относился главный режиссер БДТ Георгий Александрович Товстоногов?

— Гога, как мы за глаза его называли, очень любил Ефима и всегда подолгу с ним разговаривал — такая вот у них была интеллектуальная дружба. Кстати, в труппе у Георгия Александровича было много замечательных актеров-мужчин и всего пять-шесть женщин, но каких! Когда в театре проходило какое-то торжество и мы появлялись при параде, он всегда немного по-театральному восхищался: «Какие же у меня красивые артистки!».

— А правда, что именно с легкой руки Товстоногова Ефима Захаровича стали называть «русским Жаном Габеном»?

— На мой взгляд, это полная ерунда! Такое выражение подразумевает первичность Габена и вторичность Копеляна, а это неправильно — это еще неизвестно, кто там первый, а кто второй (смеется).Пусть лучше французы говорят, что Габен — «французский Ефим Копелян».

— И все же Копелян довольно поздно начал сниматься в кино.

— С годами он становился все красивее и красивее — как говорят в народе, опсовел, то есть заматерел. Ему очень шла седина. Конечно, кино не могло пройти мимо такого мужчины. Мне он больше всего нравится в фильме «Опасные гастроли»! Хорошо удавались ему и роли купцов, например, знаменитого мецената Саввы Мамонтова, которого он играл и в театре, и в кино. Выглядеть убедительно в таких образах Фиме позволял его фирменный прищур.

Зрители же, по-моему, больше всего любили Бурнаша из «Неуловимых мстителей», соседские мальчишки его цитатами из этой роли и встречали, и провожали. Хотя у известности были разные проявления. Однажды, когда у нас уже была своя машина, муж остановился, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. А там как раз шла беременная женщина с мужем. Увидев Фиму, он схватила супруга за рукав и закричала: «Смотри, Бурнаш!». — «Ну и хрен с ним!» — ответил «нежный» супруг. «Вот это любовь зрителей!» — рассмеялся Фима.

— Ефим Захарович обладал замечательным голосом.

— . за который его даже прозвали Ефимом Закадровичем — он озвучивал многие картины, в том числе и иностранные. На дубляж его звали часто — он очень хорошо интонационно попадал в образы, созданные другими актерами. Но фильм «Семнадцать мгновений весны» в этом смысле стал звездным часом Копеляна. Мне кажется, что его голос — 50 процентов успеха картины, но это мое личное мнение.

— Вы ведь с ним на сцене не играли?

— Редко, и только в самом начале, когда шли такие спектакли, как «Шестой этаж» и «Девушка с кувшином». В основном же на сцене он крутил любовь с другими — Ниной Ольхиной, Зиной Шарко. К сожалению, обе они сейчас тяжело больны. Ну и, конечно, с ним много играла Таня Доронина, пока не уехала от нас в Москву.

Впрочем, мы и дома никогда не были актером и актрисой — не вели творческие споры и дискуссии, не обсуждали роли друг друга. Конечно же, следили друг за другом, но издали, ненавязчиво. Я улавливала тончайшие нюансы его настроения — видела, например, что он смущается. Никто не замечал, а я понимала: что-то его здесь задело!

В нашей жизни вообще не было ничего театрального или показного. Так, Фима никогда не проявлял ко мне нежности на людях, был очень застенчивым. Когда я была беременной, стеснялся ходить со мной рядом, говорил: «Я чувствую себя быком-осеменителем!». Муж во всем умел находить смешное, и это нам очень облегчало жизнь.

«МУЖ ПОВОДОВ ДЛЯ РЕВНОСТИ НЕ ДАВАЛ, НО Я ВСЕ РАВНО РЕВНОВАЛА»

— Какие-то мужские привычки у Ефима Захаровича были?

— Он любил выпить, курил трубку и играл в карты — был «азартный Парамоша». В специальные дни приглашал к нам своих проверенных партнеров, среди которых были актер (Степан Пономаренко из нашего БДТ), милиционер и профессор. Накануне всегда мне говорил: «Купи пол-литра и килограмм капусты». Играли они очень весело, а в перерывах выпивали по рюмочке и закусывали квашеной капустой, которую я заправляла сахаром и постным маслом и подавала с черным хлебом — очень вкусно!

Надо сказать, в быту Фима был неприхотлив и кулинарные пристрастия имел самые скромные. Но при этом часто ругал нас с домработницей за то, что не делаем ему его любимые шанежки — это такие ватрушки, в которых вместо творога картофельное пюре. Они были коронным блюдом в нашей семье, мы часто приглашали на них гостей.

Чаще всего к нам приходили Стржельчики — Слава и Люда, Товстоногов, его сестра Нателла с мужем Женей Лебедевым. В то время люди дружили домами, и мы не исключение. И в Ялте, где мы отдыхали в пансионате «Актер», собирались по вечерам и замечательно проводили время — шутили, смеялись, устраивали какие-то театрализованные представления. Московские актеры, глядя на нас, удивлялись: «Неужели вы в театре друг другу не надоели?!».

— Ваш муж давал поводы для ревности?

— Нет, но я все равно ревновала. Если пыталась устроить ему скандал, он отвечал: «Люда, я такой ленивый, ухаживания не для меня». Но я-то знала, что ему и делать ничего не надо — женщины вокруг него так и вились. Слава Богу, к нам домой с требованием отдать мужа никто не приходил, анонимных писем мне никто не писал и не звонил. А если даже с кем-то у него что-то такое и случалось, то теперь, с высоты своего возраста, думаю: «Слава Богу, если он получал настоящее удовольствие!».

— Подарки супруг любил вам делать?

— О чем вы говорите! Он готов был отдать любые деньги, только бы я взяла этот труд на себя. Обычно бурчал: «Возьми сколько надо и купи что хочешь». За всю жизнь только раз привез мне из поездки туфли — на невысоком каблучке, из мягкой кожи с дырочками, назывались они почему-то «Сочи». Как ни странно, даже с размером угадал. Но я за них получила страшный выговор от мамы: «Почему он тебе туфли привез? Это интимный подарок!». Сейчас это звучит смешно, но я ночью доставала их из коробки, ставила на тумбочку возле кровати и любовалась.

— Как случилось, что Ефим Захарович так рано умер?

— В последние годы он очень много снимался. Случалось, месяцами ночевал в поезде, а дорога в Москву и обратно давалась ему тяжело. Я очень из-за этого переживала, все время просила его отдохнуть, но Фима только отшучивался: «Артиста, как волка, ноги кормят. Пока зовут, надо работать».

Закончилось это инфарктом. Муж долго лежал в больнице. Потом его перевели на реабилитацию в санаторий в Мельничном Ручье. Шикарных здравниц тогда еще не было, пациенты жили в простых деревенских домиках. Утром 6 марта 1975 года я приехала его навестить, увидела, что он очень бледный, и предложила: «Давай я заберу тебя домой. И Пеле (так звали нашу собаку) очень по тебе скучает». Но Фима отказался: «Не надо, доживу уже тут до конца».

Я уехала в три часа, а в шесть он умер. Когда ему стало плохо, помочь было некому — медперсонал уже вовсю праздновал 8 Марта. От единственной дежурной — барышни с халой на голове, врача лечебной физкультуры, — никакого толку не было. Реанимационную бригаду пришлось вызывать из Ленинграда, но Ефим ее не дождался.

После его смерти все говорили, что нужно подать в суд на персонал санатория, в котором он лечился, но я не видела в иске смысла: мужа бы мне это не вернуло.

— Могилу Ефима Захаровича на Волковском кладбище часто навещаете?

— К сожалению, редко, у меня нет ноги, даже с палкой мне теперь ходить очень трудно. Если в театре случаются какие-то важные собрания, меня отвозят и привозят на машине, а вот на сцену уже не выхожу. До недавнего времени у меня был спектакль «Кошки-мышки», где я могла работать, сидя в инвалидной коляске. Но сейчас моя партнерша, Зина Карпова, заболела, поэтому пришлось и его отменить.

Я вам так скажу: в старости ничего хорошего нет! Лучше всего это понимаешь, когда вспоминаешь прожитую жизнь, смотришь на фотографии — видишь, сколько сыграно замечательных ролей. Одна моя Ханума чего стоит! Недавно этот телеспектакль показывали по какому-то каналу, так я не могла оторваться.

Ефим Закадрович. Актёр Копелян мог играть важные роли, не появляясь в кадре

12 апреля родился актёр Ефим Копелян, ставший всенародно узнаваемым «голосом» шедевральных «Семнадцати мгновений весны».

Ефим Копелян родился в маленьком белорусском городке Речице в еврейской семье, где, помимо него, было ещё пять сыновей. Отец его, Залман Давидович Копелян, был лесозаготовителем. Но при этом настолько мудрым человеком, что все соседи советовались с ним, как с раввином. Мать, Маша Мордуховна, была очень яркой, красивой женщиной с выразительнейшими чертами лица, которые позаимствовал у неё сын, Ефим: огромные карие глаза, густые чёрные брови.

В 1929 году Ефим, окончив школу, решил пойти по стопам двух своих братьев и отправился в Ленинград, чтобы учиться на архитектора. Но «неисповедимы пути Господни». Копелян испытывал достаточно сильную материальную нужду, поэтому подрабатывал и токарем в вечернюю смену, и актёром массовки в постановках Большого драматического театра. В итоге театр настолько покорил его, что Ефим решил учиться в студии. В труппу БДТ он был зачислен по окончании обучения.

В театре же познакомился со своей второй женой и любовью всей жизни, актрисой Людмилой Макаровой, впоследствии ставшей народной артисткой СССР, награждённой многими орденами и медалями за доблестный актёрский труд в Великую Отечественную.

Копелян и Макарова поженились в мае 1941 года. А через месяц началась война, разлучившая молодую семью.

Ефим Копелян ушёл добровольцем в народное ополчение, а потом служил актёром фронтового Театра народного ополчения. Условия службы были близкими к фронтовым. Уже к концу 1941 в Ленинграде перестало хватать и машин, и бензина. Поэтому актёры на свои выступления шли пешком. Вернее, перебегали под обстрелами. Если кого-то из участников агитбригады убивало, выжившие буквально на ходу переделывали программу выступления. Копеляну повезло: он даже ни разу не был ранен. Его жена оставалась в Ленинграде, её скосил брюшной тиф. Чудом выздоровев, Макарова пошла работать в Театр Балтийского флота.

По окончании войны и Ефим Копелян, и Людмила Макарова вернулись в родной БДТ и одновременно с работой в театре начали сниматься в кино. Кстати, коллеги Копеляна по фильмам впоследствии рассказывали, что молодые гримёрши поначалу боялись гримировать Ефима Захаровича: из-за своей «чернявости» он, стоило ему чуть нахмуриться, выглядел довольно грозным. Впрочем, такая выразительная внешность, безусловно, помогала существованию на сцене, когда нужно, чтобы твоя актёрская эмоция была видна зрителям на последнем ряду. Со временем у Копеляна появился «фирменный прищур», который можно приметить в ряде картин.

Роскошная фактурная внешность давала ему возможность играть купцов и благотворителей: например, образ легендарного мецената Мамонтова он воплотил не только в театре, но и в кинематографе. Также зрители полюбили его героев в картинах «Опасные гастроли», «Неуловимые мстители» (где Копелян блестяще исполнил Бурнаша). После этой роли вся соседская детвора встречала актёра цитатами из этой картины.

С Макаровой они жили счастливо. Ровно до того дня, когда с их сыном, Кириллом, случилась трагедия. Как потом вспоминала Людмила Макарова, ничем иным, как роковой случайностью это назвать было нельзя. Кирилл пошёл по стопам родителей: стал актёром. Но как-то угодил в крупную драку. Из неё его вытащили едва живым. Из-за полученных травм парень впал в кому. Он выжил, но остался инвалидом.

А сам Ефим Копелян ушёл тихо: в марте 1975 года, не пережив второго инфаркта. Похоронен знаменитый артист в Ленинграде на Волковском кладбище.

Ефим Копелян

смотреть фильмы онлайн

биография

Народный артист РСФСР (1965).

Народный артист СССР (14.09.1973).

Попробовал себя в режиссуре, поставил несколько спектаклей на Ленинградском телевидении.

34 года был женат на актрисе БДТ Людмиле Макаровой. Познакомились в Школе-студии БДТ, поженились в мае 1941 года.

К. Тренев "Любовь Яровая" — Швандя / Аркадий Петрович Елисатов

В. Гюго "Рюи-Блаз" — дон Сезар де Базан

А. М. Горький "Враги" — Скроботов

Б. Шоу "Ученик дьявола" — Ричард Даджен

Н. Дуглас, Г. Смит "Не склонившие головы" — Джексон

В. Панова "Метелица" — комиссар Меркулов

Н. Думбадзе, Г. Лордкипанидзе "Я, бабушка, Илико и Илларион" — Илларион

А. П. Чехов "Три сестры" — Вершинин

А. Грибоедов "Горе от ума" — Платон Михайлович

А. Цагарели "Ханума" — Микич Котрянц (в телеверсии эту роль сыграл Вадим Медведев)

А. Чехов "Вишнёвый сад" — Яша

Б. Балаш "Любовь земная и небесная" — Алдан

К. М. Симонов "Под каштанами Праги" — Мачек

Л. Жежеленко, А. Троев "Верность" — Рождественский

К. М. Симонов "Русский вопрос" — Боб Мерфи

А. Софронов "В одном городе" — Сорокин

Е. Мин, А. Минчковский "Успех" — Чекишин

Артур Миллер "Джо Келлер и сыновья" — Джордж Девер

А. М. Горький "Дачники" — Рюмин

К. М. Симонов "Чужая тень" — Рыжов

А. Штейн "Флаг адмирала" — Нельсон (выступил ещё и как один из режиссёров-ассистентов)

Б. А. Лавренёв "Разлом" — анархист

А. А. Первенцев "Младший партнёр" — Колдер

А. Штейн "Пролог" — эсер Игнатий

Л. Леонов "Половчанские сады" — Василий

Д. Гордон "Преступление Энтони Грэхема" — Генри Боссмэн

А. Жери "Шестой этаж" — Макс Лескалье

Н. Винников "Когда цветет акация" — Ведущий

А. Николаи "Синьор Марио пишет комедию" — Марио

А. Вирта "Дали неоглядные" — Попов

А. М. Володин "Пять вечеров" — Ильин

А. Н. Арбузов "Иркутская история" — старейшина хора

С. Алёшин "Палата" — Новиков

Б. Брехт "Карьера Артуро Уи" — Рома

В. С. Розов "Традиционный сбор" — кинорежиссёр

Д. Аль "Правду! Ничего, кроме правды!" — полковник Робинс

Ю. О'Нил "Луна для пасынков судьбы" — Джим Тайрон

А. Н. Арбузов "Счастливые дни несчастливого человека" — профессор Берг

Шекспир "Король Генрих IV" — Вустер

Г. Капралов, С. Туманов "Третья стража" — Савва Морозов

А. Вампилов "Прошлым летом в Чулимске" — Афанасий

В. Тендряков "Три мешка сорной пшеницы" — Евгений Тулупов-старший (после смерти Копеляна эту роль играл Кирилл Лавров)

С. Семёнов "Не сдадимся" — кинооператор Бурка

Ю. Яновский "Дума о Британке" — дед Гречка

В. Ротко "Кубанцы" — писарь Зазуля

А. Копков "Царь Потап" — Павел

У. Шекспир "Король Лир" — Эдмунд

У. Шекспир "Жизнь и смерть короля Ричарда Третьего" — лорд Грей

А. М. Горький "На дне" — татарин

В. Добровольский, Я. Смоляк "Яблоневая ветка" — Блицын (в этом спектакле Копелян выступил ещё и как один из режиссёров)

Г. Гауптман "Перед заходом солнца" — Ганефельдт

В. Кин "Когда горит сердце" — Майба

А. Корнейчук "Гибель эскадры" — балтиец

В. С. Розов "В поисках радости" — Леонид Павлович

А. М. Горький "Егор Булычов и другие" — повар

Лопе де Вега "Девушка с кувшином" — Мартин

А. К. Гладков "Давным-давно" — Фош

Н. Погодин "Сотворение мира" — моряк

Ефим Копелян

смотреть фильмы онлайн

Копелян Ефим Захарович

"Шеф появится в последний момент. Он законсервирован!"

"Морда мне твоя знакомая, парень. Где-то я тебя видел"

"Опусти лапы и улыбайся"

— "Наша служба обрывает в человеке самые интимные струны"

— "Ну почему я вас не встретил на заре туманной юности, когда фамилия моя была вдвое короче, а сам я — вдвое моложе?"

— "Напряги свои идиотские мозги и постарайся вспомнить кто тебя по башке стукнул"

— "Мне кажется, чтобы поймать одного преступника, стоит пожертвовать десятком невиновных"

— "Музыкальность для нашей профессии — это залог успеха, особенно у дам"

— "Не каждую операцию, подготовленную артистами, можно считать превосходно организованной. "

— Это было в степях Херсонщины.

"Вы просите песен? Их есть у меня!"

"А ну, не играй мне на характер!"

"Власти приходят — власти уходят, бандиты остаются"

"А ты что думала, дурья твоя башка? Задаром твоя свобода завоевывается?"

"А знаешь ли ты, глупая женщина, что сегодня у тебя одну корову взяли, а завтра.

завтра десять вернут?"

"Чьи были коровы? Чьи? Помещичьи, кулацкие! Теперь твои будут! Все — быки, коровы, куры, свиньи — все будут твои! Потерпи, сестра. Воротим, все воротим. Свободная женщина. Гражданка!"

"Народ с великой радостью и любовью встречает своих освободителей — вольную армию батьки Бурнаша. В бессильной злобе красные комиссары подсылают своих наймитов, чтобы мутить народ"

"Устал ты с дороги, вот тебе и мерещатся всюду враги. Иди, отдыхай."

"Мнительный ты стал, Сидор, ой мнительный!"

"Социалисты-революционеры не считают для себя возможным оставаться на взбунтовавшемся корабле!"

"Стой! Братва, не слушай изменников Родины! Большевики продались Вильгельму!"

"Ну что, опять о бунтах заскучали? Успокоиться не можете? Ну что вам еще нужно, что? Царь и князья в тюрьме, избранники народа во дворце".

"Вынося недоверие Временному правительству, вы, большевики, играете на руку Вильгельму!"

"Просмеетесь — поглядим, чья возьмет!"

"Большевики красный флаг подняли. Ну, сейчас матросики хлынут с кораблей наутек, по домам. Теперь прощай наш "Гром". Отвоевался!"

Источники:
Вдова Ефима КОПЕЛЯНА актриса Людмила МАКАРОВА «Фима был очень застенчивым
12 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения известного актера
http://bulvar.com.ua/gazeta/archive/s16_65358/7452.html
Ефим Закадрович
12 апреля родился актёр Ефим Копелян, ставший всенародно узнаваемым «голосом» шедевральных «Семнадцати мгновений весны».
http://www.aif.ru/culture/person/efim_zakadrovich_akter_kopelyan_mog_igrat_vazhnye_roli_ne_poyavlyayas_v_kadre
Ефим Копелян
Ефим Копелян (Yefim Kopelyan, Ефим Копелян) — биография — советские актёры — Кино-Театр.РУ
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/2117/bio/
Ефим Копелян 1
Ефим Копелян (Yefim Kopelyan, Ефим Копелян) — фильмография — советские актёры — Кино-Театр.РУ
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/2117/works/

COMMENTS